Сибирские огни, 1953, № 1

показать её ярче, смог бы выявить че­ рез героиню своего произведения заме­ чательные черты характера наших совет­ ских девушек, которые своим героиче­ ским трудом в дни Великой Отечествен­ ной войны обеспечивали бесперебойную деятельность тыла и тем создавали ус­ ловия для успешного ведения военных действий против фашистских захватчи­ ков. Тогда Лена Байкова заняла бы до­ стойное место в рядах тех героев совет­ ской литературы, людей нового типа, в образах которых раскрывается всё вели­ колепие их человеческих достоинств. Говоря о том, что в марксистско- ленинском понимании типическое не есть статистическое среднее , наиболее распространённое, обыденное, Г. М. Ма­ ленков указывает, что «сознательное преувеличение, заострение образа не ис­ ключает типичности, а полнее раскрыва­ ет и подчёркивает её» . К сожалению , многие наши писатели забывают о том, что типизация действи­ тельности в искусстве не исключает, а наоборот, предусматривает художествен­ ный вымысел, творческую фантазию х у ­ дожника. Художественный вымысел, со з ­ нательное преувеличение, заострение то­ го или иного образа , события, явления, основанные на глубоком знании действи­ тельности в её революционном развитии, — вот единственно правильный творче­ ский метод, указываемый партией на­ шим писателям. Если мы рассмотрим наиболее выда­ ющиеся произведения нашей советской литературы, пользующиеся заслуженным успехом у читателей, то увидим, что все наиболее яркие образы в них представля­ ют пример такого преувеличения и за ­ острения. Однако в подавляющем боль­ шинстве повестей и романов, вышедши;' в последние годы, кипучая и многогран­ ная жизнь советского общества изобра­ жается вяло и скучно, а советские люди представлены в них однобоко, серыми и примитивными. Д о сих пор остаются справедливыми слова Алексея Максимовича Горького о том, что «Наш реальный, живой герой, человек, творящий социалистическую культуру, много выше, крупнее героев наших повестей и романов». Очень мало создано за последнее вре­ мя таких значительных произведений, в которых жизнь рабочих, колхозников, интеллигенции была бы отражена все­ сторонне, ярко, полнокровно и убеди­ тельно. Мало в этих книгах таких героев — новых людей, воспитанных партией и Советским государством, которые стали бы для нашей молодёжи примером и об ­ разцом. Поэтому многие произведения оставляют читателя равнодушным, слабо помогают ему в борьбе за победу ком­ мунизма. Советская литература энает немало примеров огромного воспитательного воздействия художественного слова. На книгах Николая Островского «Как зака­ лялась сталь», Александра Фадеева «Молодая гвардия», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и мно­ гих других наша молодёжь учится му­ жеству, стойкости, умению служить Р о ­ дине и народу. Нередко приходится слышать от чи­ тателей, что в этих произведениях вы­ ведены необычные люди, что это выдаю­ щиеся герои, совершавшие такие подви­ ги, которые в мирной жизни встречают­ ся редко. Но разве редкость в повседневной действительности трудовой героизм, вы­ сокое мужество и самоотверженные под­ виги? Разве передовики, стахановцы- производства и сельского хозяйства, ин­ женеры , учёные, врачи, учителя не да­ ют примеров трудовой доблести, достой­ ных всяческого поощрения и подража­ ния? В сё дело в том, чтобы увидеть этих людей зорким глазом художника, со з ­ дать типические образы их, не боясь не­ которого реалистического преувеличе­ ния, заострения их, полнее и ярче вы­ разить замечательные черты характера советских людей, их высокие душевные качества. Поставленная XIX съездом партии за­ дача — «...раскрывать в положительных художественных образах людей нового типа во всём великолепии их человече­ ского достоинства и тем самым способ­ ствовать воспитанию в людях нашеп> общества характеров, навыков, привы­ чек, свободных от язв и пороков, по­ рождённых капитализмом», — требует своего творческого разрешения. Читатель хочет видеть в произведе­ ниях литературы художественное вопло­ щение эстетического идеала советского человека, положительного героя, достой­ ного быть примером для подражания. Этот герой, разумеется, не может рас­ сматриваться художником вне интересов; своего дела. Но писатель не имеет пра­ ва показывать его обеднённым, односто­ ронним, — обрисовывая ярко и полно только одну, производственную сторону его жизни и лишь намечая, а не раскры­ вая его духовный облик, его- внутренний мир, его участие в общественно-полити­ ческой жизни страны, его- жизнь в с е ­ мье, в быту. Однако, несмотря на то, что правди­ вое изображение действительности тре­ бует от художника всестороннего изо­ бражения многообразных духовных ин­ тересов героя, он зачастую оказывается ограниченным, односторонним, без до­ статочной широты мышления, с узким кругозором, духовно обеднённым. Устав Коммунистической партии Со­ ветского Союза даёт писателям тот пе­ речень замечательных духовных И поли­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2