Сибирские огни, 1953, № 1
показать её ярче, смог бы выявить че рез героиню своего произведения заме чательные черты характера наших совет ских девушек, которые своим героиче ским трудом в дни Великой Отечествен ной войны обеспечивали бесперебойную деятельность тыла и тем создавали ус ловия для успешного ведения военных действий против фашистских захватчи ков. Тогда Лена Байкова заняла бы до стойное место в рядах тех героев совет ской литературы, людей нового типа, в образах которых раскрывается всё вели колепие их человеческих достоинств. Говоря о том, что в марксистско- ленинском понимании типическое не есть статистическое среднее , наиболее распространённое, обыденное, Г. М. Ма ленков указывает, что «сознательное преувеличение, заострение образа не ис ключает типичности, а полнее раскрыва ет и подчёркивает её» . К сожалению , многие наши писатели забывают о том, что типизация действи тельности в искусстве не исключает, а наоборот, предусматривает художествен ный вымысел, творческую фантазию х у дожника. Художественный вымысел, со з нательное преувеличение, заострение то го или иного образа , события, явления, основанные на глубоком знании действи тельности в её революционном развитии, — вот единственно правильный творче ский метод, указываемый партией на шим писателям. Если мы рассмотрим наиболее выда ющиеся произведения нашей советской литературы, пользующиеся заслуженным успехом у читателей, то увидим, что все наиболее яркие образы в них представля ют пример такого преувеличения и за острения. Однако в подавляющем боль шинстве повестей и романов, вышедши;' в последние годы, кипучая и многогран ная жизнь советского общества изобра жается вяло и скучно, а советские люди представлены в них однобоко, серыми и примитивными. Д о сих пор остаются справедливыми слова Алексея Максимовича Горького о том, что «Наш реальный, живой герой, человек, творящий социалистическую культуру, много выше, крупнее героев наших повестей и романов». Очень мало создано за последнее вре мя таких значительных произведений, в которых жизнь рабочих, колхозников, интеллигенции была бы отражена все сторонне, ярко, полнокровно и убеди тельно. Мало в этих книгах таких героев — новых людей, воспитанных партией и Советским государством, которые стали бы для нашей молодёжи примером и об разцом. Поэтому многие произведения оставляют читателя равнодушным, слабо помогают ему в борьбе за победу ком мунизма. Советская литература энает немало примеров огромного воспитательного воздействия художественного слова. На книгах Николая Островского «Как зака лялась сталь», Александра Фадеева «Молодая гвардия», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и мно гих других наша молодёжь учится му жеству, стойкости, умению служить Р о дине и народу. Нередко приходится слышать от чи тателей, что в этих произведениях вы ведены необычные люди, что это выдаю щиеся герои, совершавшие такие подви ги, которые в мирной жизни встречают ся редко. Но разве редкость в повседневной действительности трудовой героизм, вы сокое мужество и самоотверженные под виги? Разве передовики, стахановцы- производства и сельского хозяйства, ин женеры , учёные, врачи, учителя не да ют примеров трудовой доблести, достой ных всяческого поощрения и подража ния? В сё дело в том, чтобы увидеть этих людей зорким глазом художника, со з дать типические образы их, не боясь не которого реалистического преувеличе ния, заострения их, полнее и ярче вы разить замечательные черты характера советских людей, их высокие душевные качества. Поставленная XIX съездом партии за дача — «...раскрывать в положительных художественных образах людей нового типа во всём великолепии их человече ского достоинства и тем самым способ ствовать воспитанию в людях нашеп> общества характеров, навыков, привы чек, свободных от язв и пороков, по рождённых капитализмом», — требует своего творческого разрешения. Читатель хочет видеть в произведе ниях литературы художественное вопло щение эстетического идеала советского человека, положительного героя, достой ного быть примером для подражания. Этот герой, разумеется, не может рас сматриваться художником вне интересов; своего дела. Но писатель не имеет пра ва показывать его обеднённым, односто ронним, — обрисовывая ярко и полно только одну, производственную сторону его жизни и лишь намечая, а не раскры вая его духовный облик, его- внутренний мир, его участие в общественно-полити ческой жизни страны, его- жизнь в с е мье, в быту. Однако, несмотря на то, что правди вое изображение действительности тре бует от художника всестороннего изо бражения многообразных духовных ин тересов героя, он зачастую оказывается ограниченным, односторонним, без до статочной широты мышления, с узким кругозором, духовно обеднённым. Устав Коммунистической партии Со ветского Союза даёт писателям тот пе речень замечательных духовных И поли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2