Сибирские огни, 1953, № 1
Советские граждане нашего времени, читая эти стихи Некрасова, видят, с ка кой полнотой сбылось предвидение вели кого народного поэта, видят торжество свободного народа — торжество «бодро го труда над вечною рекою», видят боль шую Волгу, которой в плане Сталинского преобразования природы, в плане Ста линских строек коммунизма отведено первое место. Советская наука уж е углу била воды, связав великую реку с пятью морями, и суда-гиганты разрезают её волны. Сделав свою музу родной сестрой ис хлёстанной кнутом крестьянки, поэт по святил её родным сёстрам лучшие творе ния своего чудесного дарования. Поэма «Мороз — красный нос» полна горячим сочувствием к горькой доле крестьянки. Три тяжкие доли имела судьба: И первая доля —с рабом повенчаться, Вторая —быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться. И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Однако взгляните на эту «женщину русской земли» в труде, посмотрите, как она красива душевно и внешне: Идут они той :ке дорогой. Какой весь народ наш идёт. Но гря зь обстановки убогой К ним словно не липнет. Цветёт Красавица, миру на диво. Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива , Во всякой работе ловка. И голод, и холод выносит. Всегда терпелива, ровна... Я Еидьтал , как она косит: Что взмах — то готова копна. В игре её конный не словит, В беде не сробеет — спасёт: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт! Р азве не ясно, что эта смелая, ловкая, красивая и величественная славянка способна выйти на широкую дорогу и завоевать иную долю, имя которой — счастье!.. Той же внутренней красотой веет от «русских женщин — героических жён» ,, которые последовали за своими мужья- ми-декабристами в Сибирь, на каторгу. Возвеличивая подвиги дворянских рево люционеров, Некрасов воспевал черты высокой гражданской доблести и мужест ва своих современников, Чернышевского и всех тех, которые отправлялись царём на каторгу, которые «от ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови» уходили «в стан погибающих за великое дело любви». Княгиня Волконская привезла в «ка торжные норы» послание Пушкина де кабристам. Вот изумительная по драма тизму й самоотверженной любви сцена встречи Волконской с мужем в этой ка торжной норе — в руднике. ...И вот он увидел, увидел меня! И руки простёр ко мне: «Маша!» Он много страдал и умел он страдать! Невольно пред ним я склонила Колени —и прежде чем мужа обнять, Оковы к губам приложила. В этой сцене слились воедино любовь к родному человеку и любовь к носите лю гражданского подвига — к револю ционеру. Волконская— эта русская женщина — не изменила своей бескорыстной любви. Она завещала внукам железный браслет, который «выковал дед из собственной цепи когда-то». Чертами неувядаемой нравственной красоты наделила русскую женщину на родная муза Некрасова. ❖❖ Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов закончил за два года до конца своей жизни. Тринадцать лет упорного труда отдал поэт этой эпопее — этому широкому поэтическому полотну изобра жения русской жизни. Кто счастлив? Кому живётся весело, вольготно на Руси? Одними ироническими названиями местожительства «искателей счастья» поэт говорит, что напрасный труд искать счастье у мужиков Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней во лости. Какое может быть счастье у му жиков из смежных деревень: «Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горе лова, Неелова, Неурожайки то ж» . О счастье мужицком не спрашивай, потому что оно Дырявое с заплатами. Горбатое с мозолями. У мужиков также нет весёлой жизни, как её нет у рабочих, строителей ж ел е з ной дороги. У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная — Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям. После такого изображения грозового состояния души крестьянской, какую горькую строку вывело перо поэта-реа- листа: «А всё вином кончается». Поэт хотел, чтобы в интересах народа всё закончилось «громами», народной революцией против всяких деревенских и городских старых и новых Оболт-Обол- дуевых, видящих своё назначение толь ко в насилии. Поэма наполнена глубоким соци альным оптимизмом, предвидением вели ких дел великого русского народа: ...Народу русскому Пределы не поставлены, (Пред ним широкий путь! Вся сила этого пророческого произве дения поэта особенно ясна сейчас, когда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2