Сибирские огни, 1953, № 1

ни ушло, но всегда оно будет любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор». Эта характеристика может быть рас­ пространена на гениальную поэму Не­ красова «Кому на Руси жить хорошо». Поэма Некрасова — «энциклопедия рус­ ской жизни» своего времени —• одного из значительных этапов русской истории. В этой поэме дана широкая типизация русских людей от низов до верхов — ти­ пизация людей народа и его эксплуата­ торов. В поэме с большой полнотой, с ши­ роким энциклопедическим охватом вос­ произведены картины русской действи­ тельности. Некрасов начал свою политическую и литературную деятельность в глухую ночь царствования Николая Палкина, когда на всех сторонах общественной жизни лежала печать запрета. Это был режим насилия и произвола, режим не­ слыханного свирепого гонения на лите­ ратуру и на её творцов. Убиты Пушкин, Лермонтов, Рылеев, замучены в казема­ тах Одоевский, Полежаев, Кюхельбекер, изгнаны за пределы России Огарев и Герцен. Но реакция оказалась бессиль­ ной заглушить песни «музы мести и пе­ чали». Поэт ставил перед собой задачу «бросить хоть единый луч сознания» для освещения пути народа, и эту задачу политического и поэтического служения народу Некрасов выполнял на протяже­ нии всего своего жизненного и творче­ ского пути. Детские годы великого русского поэта прошли на берегу Волги (село Грешнево, Ярославской губернии), в имении отца, дикого невежественного барина. Деспот в обращении с крестьянами, он был дес­ потом и в семье. Мрачные картины дикого «разгула и своеволия» отца-крепостника, горькой жизни подневольных крестьян нало­ жили свой отпечаток на душу впечатли­ тельного ребёнка и оказали большое вли­ яние при формировании мировоззрения поэта. Здесь научился он уважать и лю­ бить народ, здесь ж е учился он и «нена­ видеть» помещиков-крепостников. Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов, Где было суждено мне божий св)ет увидеть, Где научился я терпеть и ненавидеть. Своим воспитанием и первоначальным образованием поэт был обязан исклю­ чительно матери, доброй, отзывчивой, умной женщине. Ярославская гимназия, где процветали зубрёжка и розга, почти ничего не дала будущему поэту. Под влиянием матери он мечтал об универси­ тетском образовании, но мечте его о по­ лучении высшего образования не сужде­ но было сбыться. За невыполнение от­ цовского приказа поступить в военное учебное заведение он лишён был мате­ риальной поддержки. По существу он был выгнан на улицу без профессии, без денег, без связей. Наступили дни неимо­ верных лишений: изнуряющий труд за кусок хлеба, за чердак или ночлежку. Он писал рецензии, заметки, компиляции, мелкие переводы — буквально всё, чем можно было хоть сколько-нибудь за ­ работать. В это трудное для поэта время и вы­ ходит первая книга стихов Некрасова «Мечты и звуки», резко оценённая Б е ­ линским как большая неудача начина­ ющего автора. Политические и литературные взгля­ ды В. Г. Белинского— авторитетнейшего передового деятеля эпохи — оказали на Некрасова огромное и самое благотвор­ ное влияние. Некрасов свидетельствует об этом в стихах: Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ль не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе. «Наука» великого революционного д е ­ мократа и критика пошла впрок Некра­ сову. Поэт внимательно наблюдает и анализирует современную ему действи­ тельность и повсюду находит материал для раскрытия контрастных кричащих противоречий жизни. * ** В 1847 году во главе журнала «Со­ временник», основанного ещё А. С. Пушкиным, встал Некрасов, задумавший его как журнал для Белинского, как журнал, служащий исключительно про­ паганде его революционных обществен­ но-политических и эстетических идей. С первых же номеров журнал прико­ вал к себе внимание передовых кругов общества, вызывая злобу и ненависть со стороны правительства, почти в каждом сотруднике «Современника» видевшего революционера. Белинский был накануне ареста и заточения в Петербургскую кре­ пость. И только смерть избавила вели­ кого мыслителя от заключения в казема­ ты той крепости, где ранее томились «дворянские революционеры», как Ленин называл декабристов. Французская революция, напоминав­ шая о восстании декабристов, неудачи Крымской войны и угроза крестьянских восстаний заставили правительство ре­ шиться на отмену крепостного права и встать на путь реформ. Этими мерами сверху правительство стремилось пре­ дотвратить революцию снизу. Но из­ вестно: правительственные реформы не улучшили, да и не могли улучшить по­ ложения народа, наоборот, они вели к дальнейшему ограблению и разорению русского крестьянства. К шестидесятым и семидесятым го­ дам — годам общественного подъёма от­ носится наибольший творческий расцвет великого поэта. 11. «Сибирские огни» № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2