Сибирские огни, 1953, № 1

К 75-л ети ю с о д Н . А . Никандр АЛЕКСЕЕВ Великий русский поэт Среди дорогих нам имён мастеров рус­ ского художественного слова — русской классической поэзии — находится имя великого поэта Николая Алексеевича Некрасова. Наша молодая советская литература продолжает традиции русской .классиче­ ской литературы XIX века, традиции, завещанные нам великими революцион­ ными демократами Белинским и Добро­ любовым, Чернышевским и Салтыковым- Щедриным. В своём докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» А. Жданов, оценивая ог­ ромное значение идей революционной демократии для нашей литературы, ря­ дом с именами Чернышевского и Добро­ любова ставит имя Некрасова. «Некрасов называл свою поэзию «музой мести и пе­ чали». Чернышевский и Добролюбов рассматривали литературу как святое служение народу. Лучшие представители российской демократической интеллиген­ ции в условиях царского строя гибли за эти благородные высокие идеи, шли на каторгу, в ссылку». Некрасов-поэт вырос как продолжа­ тель традиций Пушкина и Лермонтова, он, как и его великие предшественники, боролся за превращение русской поэзии в подлинную поэзию народа. И это благороднейшее стремление ве­ ликого поэта, эта славная борьба соратни­ ка Чернышевского и Добролюбова увен­ чалась блестящим успехом. В своих про­ изведениях, отражавших правду о жизни народа, Некрасов глубоко и горячо вы­ разил веру в светлое будущее своего на­ рода, учил бороться с помещиками-кре- постниками и ненавидеть их. В. И. Ленин, всегда высоко ценивший демократическую поэзию Некрасова, пи­ сал: «Ещё Некрасов и Салтыков учили русское общество различать под пригла­ женной и напомаженной внешностью об­ разованности крепостника-помещика его хищные интересы, учили ненавидеть ли­ цемерие и бездушие подобных типов».1 Народный поэт справедливо наимено­ 1 В. И. Л е н и н , соб. соч., т. XII, изд. 3, стр. 9. вал свою музу «родной сестрой» ис­ хлёстанной кнутом молодой крепостной крестьянки. Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «гляди! Сестра твоя родная!» Было совершенно ясно, что такая му­ за поведёт поэта в великосветские сало­ ны или в дома помещиков-рабовладель- цев лишь затем, чтобы сатирическим или гневным стихом беспощадно разоблачать мерзости самодержавно-крепостнического строя. Цитированный выше отрывок написан в 1848 году — в начале творческого пу­ ти поэта. С тех пор поэт был неразлучен со своею музой до «двери гроба». Поэт обращается к ней в 1877 году в своём последнем стихотворении, но теперь и сама муза исхлёстана кнутом: О, Муза, я у двери гроба! Не плачь! Завиден жребий наш. Не наругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Не русский —взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу. Руководствуясь новыми политически­ ми и эстетическими принципами, провоз­ глашёнными Белинским, а затем Черны­ шевским и Добролюбовым, Некрасов вслед за Пушкиным ещё крепче связал русскую поэзию с устным народным творчеством, с жизнью своего народа. Поэма Пушкина «Евгений Онегин», по выражению Белинского, стала «энци­ клопедией русской жизни» своего време­ ни. И даже больше, «Евгений Онегин» явился «актом сознания для русского общества». Великий критик не ошибся в предсказании: «Пусть идёт время и приводит с собою новые потребности, но­ вые идеи, пусть растёт русское общество и обгоняет Онегина, как бы далеко оно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2