Сибирские огни, 1953, № 1
К 75-л ети ю с о д Н . А . Никандр АЛЕКСЕЕВ Великий русский поэт Среди дорогих нам имён мастеров рус ского художественного слова — русской классической поэзии — находится имя великого поэта Николая Алексеевича Некрасова. Наша молодая советская литература продолжает традиции русской .классиче ской литературы XIX века, традиции, завещанные нам великими революцион ными демократами Белинским и Добро любовым, Чернышевским и Салтыковым- Щедриным. В своём докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» А. Жданов, оценивая ог ромное значение идей революционной демократии для нашей литературы, ря дом с именами Чернышевского и Добро любова ставит имя Некрасова. «Некрасов называл свою поэзию «музой мести и пе чали». Чернышевский и Добролюбов рассматривали литературу как святое служение народу. Лучшие представители российской демократической интеллиген ции в условиях царского строя гибли за эти благородные высокие идеи, шли на каторгу, в ссылку». Некрасов-поэт вырос как продолжа тель традиций Пушкина и Лермонтова, он, как и его великие предшественники, боролся за превращение русской поэзии в подлинную поэзию народа. И это благороднейшее стремление ве ликого поэта, эта славная борьба соратни ка Чернышевского и Добролюбова увен чалась блестящим успехом. В своих про изведениях, отражавших правду о жизни народа, Некрасов глубоко и горячо вы разил веру в светлое будущее своего на рода, учил бороться с помещиками-кре- постниками и ненавидеть их. В. И. Ленин, всегда высоко ценивший демократическую поэзию Некрасова, пи сал: «Ещё Некрасов и Салтыков учили русское общество различать под пригла женной и напомаженной внешностью об разованности крепостника-помещика его хищные интересы, учили ненавидеть ли цемерие и бездушие подобных типов».1 Народный поэт справедливо наимено 1 В. И. Л е н и н , соб. соч., т. XII, изд. 3, стр. 9. вал свою музу «родной сестрой» ис хлёстанной кнутом молодой крепостной крестьянки. Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «гляди! Сестра твоя родная!» Было совершенно ясно, что такая му за поведёт поэта в великосветские сало ны или в дома помещиков-рабовладель- цев лишь затем, чтобы сатирическим или гневным стихом беспощадно разоблачать мерзости самодержавно-крепостнического строя. Цитированный выше отрывок написан в 1848 году — в начале творческого пу ти поэта. С тех пор поэт был неразлучен со своею музой до «двери гроба». Поэт обращается к ней в 1877 году в своём последнем стихотворении, но теперь и сама муза исхлёстана кнутом: О, Муза, я у двери гроба! Не плачь! Завиден жребий наш. Не наругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Не русский —взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу. Руководствуясь новыми политически ми и эстетическими принципами, провоз глашёнными Белинским, а затем Черны шевским и Добролюбовым, Некрасов вслед за Пушкиным ещё крепче связал русскую поэзию с устным народным творчеством, с жизнью своего народа. Поэма Пушкина «Евгений Онегин», по выражению Белинского, стала «энци клопедией русской жизни» своего време ни. И даже больше, «Евгений Онегин» явился «актом сознания для русского общества». Великий критик не ошибся в предсказании: «Пусть идёт время и приводит с собою новые потребности, но вые идеи, пусть растёт русское общество и обгоняет Онегина, как бы далеко оно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2