Сибирские огни, 1953, № 1
установкой для подъёма воды силой са мой реки. При помощи чигирей на р. Енисей у с. Ватени удавалось подни мать воду на 7 — 8 м для полива бах чей, культуру которых сюда завезли д е кабристы. Интересный опыт орошения был про ведён в Колыванской области при Алей- ских сереброплавильных заводах уп равляющим заводом Бровциным и берг- мейстером Поспеловым, о работах кото рых подробно сообщил Г. Спасский в журнале «Сибирский вестник» за 1820 г. Поспелов в 18 1 3 г. на участке, оро шаемом из речки Штабки, в 2 4 кило метрах от Барнаульского завода, собрал урожай зерновых примерно 48 центне ров с гектара. Большой интерес представляет опыт ирригационных работ крестьян-расколь- ников, которые, преследуемые царским правительством, бежали в Сибирь. В 1 8 5 8 г. раскольники образовали в Абаканской степи село Иудино. Иудин- цы создали свои приёмы строительства оросительных систем. Они практиковали повторные поливы на супесчаных и пес чаных почвах, то есть осуществляли, кро ме предпосевного, повторные поливы. Здесь ж е иногда производился и осен ний поздний полив, имеющий целью за морозить почву пашни, чтобы устранить унос мелких частиц зимними ветрами. Иудинцами было подмечено, что вследствие уноса мелких фракций почв снижается их плодородие. Несколько особняком от использования воды для сельского хозяйства стоят исключитель ные по своей значимости гидротехниче ские работы, выполненные во второй по ловине XVIII века известным механиком И. И. Ползуновым и горным мастером К. Д . Фроловым. Ползунов впервые в Сибири на р. Кар- болихе построил деривационную гидро силовую установку на специальном ка нале, выведенном из реки. Перемерза- ние воды в подводящем (деривационном) канале исключалось следующим обра зом. Осенью перед ледоставом канал на полнялся водой на полное сечение. Ког да образовывался лёд надлежащей проч ности, у мельницы открывался водо спуск, и вода, протекая с большим ук лоном, резко понижала свой уровень, отрываясь от нижней поверхности льда. Ледяной покров оставался в виде ароч ного свода, под которым оказывался воздух, слабо проводящий тепло. Даль нейшее образование льда на канале пре кращалось, и он работал бесперебойно при любых морозах. Это мероприятие, впервые применённое знаменитым теп лотехником, имеет исключительное зна чение и в наши дни в связи с пробле мой накопления льда для летнего оро шения и сельскохозяйственного водо снабжения, когда нужно зимой воду подавать на значительные расстояния по малым каналам. Русским народом в Сибири накоплен интересный опыт по гидросиловому ис пользованию малых рек. Силовое использование рек Сибири затрудняется ежегодными разрушитель ными весенними ледоходами. Весенние ледоходы способны полностью разру шить водосливную часть плотины. На родный опыт гидротехнического строи тельства на малых реках Сибири указы вает два пути для предотвращения раз рушительного действия ледоходов. Пер вый путь — создание на малых реках таких плотин, перед которыми в образо вавшемся водохранилище задерживается весь лёд и вниз не сбрасывается. Вто рой способ сводится к тому, что тело земляной плотины зимой сильно промо раживается, а иногда на нём специально намораживается слой навоза с соломой. Весной через такую промороженную плотину сбрасываются полые воды и лёд. Наряду с этим интересным поучитель ным опытом встречаются случаи непра вильного выполнения проектов и гидро технического строительства. Таким пе чальным примером неудачного гидротех нического строительства является Обь- Енисейское транспортное соединение. Первым человеком, предложившим соединить Обь с Енисеем по системе рек Нас и Кеть, является П. К. Фролов. В 1799 г. он, переправляя грузы из Ени сея в Обь по этим притокам, произвёл их съёмку и предложил создать водный путь Обь— Енисей— Амур, за что в 1801 году получил звание маркшейдера. Только в 18 8 4 г. были начаты работы по соединению верховий рек Кеть и Кас. В первые годы строительство шло у с пешно, субсидируемое частично частны ми предпринимателями. Позднее цар ское правительство стало сокращать кредиты на работы. Строители, желая хоть как-то соединить две великих реки, вынуждены были, отступая от проекта, строить шлюзы меньших размеров, что впоследствии затрудняло пользование всей системой. Строительство растяну лось почти на 2 5 лет, в это время была построена транссибирская железная до рога, интерес к водным путям у царско го правительства упал, и все сооруже ния по Кеть-Касовскому соединению Оби и Енисея были заброшены. Всего было построено 13 шлюзов— оставленные б е з надзора деревянные сооружения канала быстро пришли в ветхость. Строительство Обь-Енисейского соеди нения является ярчайшим примером бли зорукости царского правительства, кото рое противилось даже начатым работам. Только исключительное трудолюбие и смекалка русского человека, боровшего ся в ^одиночку с суровой сибирской при родой, создали ряд блестящих примеров покорения малых рек и их разносторон него сельскохозяйственного использо вания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2