Сибирские огни, 1953, № 1

том, спохватившись, смутился, кровь ударила ему в лицо, благо на смуг­ лых щеках это почти не было заметно. Аким тихо усмехнулся. Не только в ней дело. Вся рота обрушилась на парня, и это на него подействовало сильнее всего. Пожалуй, надо посоветовать Камушки­ ну не проводить собрания, — хватит с него и этого. Ты умница, Аким. А вот я, парторг, забыл как-то об этом, — опять горько улыбнулся Шахаев и строго осудил, как всегда осуждал что- нибудь неверное в себе и в других: — Нехорошо! Вскоре разговор их перешёл в другую область. Мечтатель и роман- тик, Аким люоил пофилософствовать. Часто навязывал дискуссию Шахае- ву. Сейчас разговор их начался с честности и правдивости человека, вер­ нее с воспитания таких качеств в людях. Оказалось, они придерживались прямо-таки противоположных точек зрения в этом вопросе. Совершенно неожиданно для Шахаева Аким заявил: Иногда беседуешь с человеком и видишь, что он врёт тебе без всякого стеснения, самым наглым образом. А ты сидишь и слушаешь, будто он правду рассказывает. Искренне будто веришь каждому его слову. Глядишь, устыдился, перестал врать... Чепуха! — не дождался Акимова вывода парторг. — Человек, увидевший вруна в своём собеседнике и не сказавший ему об этом прямо, а делающий вид, что верит его вранью, совершает такую же подлость, как и тот, кто говорит неправду. Жуткую глупость ты сморозил, Аким! — силою своей логики парторг вдрызг разбил педагогическую «методу» сель­ ского учителя. — Д а ведь ты сам не придерживаешься выдуманного то ­ бою вот только сейчас, так сказать, экспромтом, правила. З а безобидное враньё Ванина и то ругаешь! Ну, и нагородил!.. Спорили они часто. Но никогда раньше Шахаев не доходил до такой резкости. Обычно парторгу было жалко разрушать сказочный дворец, воздвигнутый воображением Акима, уничтожать образы, созданные его не­ обузданной фантазией. Шахаеву нравилась в Акиме эта приподнятая меч­ тательность, нравилось то, что мысль Акима находилась в постоянном полёте. Парторг и сам любил помечтать, пожить мысленно той жизнью, которая — он был глубоко убеждён в этом — придёт через немногие де ­ сятилетия, проникнуть нетерпеливым и пытливым взором и глубже — в манящее «далеко», пройти по светлой путь-дороженьке. Сейчас же Аким нёс явный и несусветный вздор, который было обид­ но слышать от такого умного парня. — Учитель ты, Аким, а договорился до ерунды! — с прежней горяч­ ностью продолжал Шахаев. ■— Твоей методой, знаешь, кто пользуется? — Кто? — спросил Аким, несколько шокированный таким оборотом дела. — Геббельс. Он врёт безустали. А немцы, разинув рты, верят ему. К счастью, не все, но верят. Согласно твоей философии, — лучше было бы её назвать филантропией, — Геббельс должен был уже давно устыдиться и перестать брехать. Но он не перестаёт. И не перестанет, конечно, до тех пор, пока ему не вырвут язык... Капиталисты и помещики веками обманы­ вают народ, нагло врут ему. К сожалению, часть народа ещё верит им, что только наруку эксплуататорам... Подумай, до чего ты договорился, Аким! А это, знаешь, идёт всё от твоего неправильного понимания гума­ низма. По-твоему, все люди — братья. И Сенька хорошо делал , что коло­ тил тебя за это. Я заступался за тебя, а зря. Не следовало бы!.. Аким молчал, тяжело дыша. Белые ресницы за стёклами очков оби­ женно мигали. Лицо было бледное. — Вам легко быть таким жестоким со мной. А что, собственно, я сказал?.. Ну, не подумал как следует. Что ж из того?.. 8. «Сибнрс 1 сие огни» № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2