Сибирские огни, 1952, № 6

Очень хорош живой, образный язык повести, показывающий богатства народ­ ной речи и усиливающий национальный колорит повествования. Переводчик (пе­ ревод, видимо, авторизован) хорошо пе­ редал не только содержание, но и все ху­ дожественные особенности оригинала. В повести много диалогов, действия, ярких картин. Читается она с интересом, но написана очень неровно. В заключи­ тельных главах автор начинает торопить­ ся развязать все узлы. С кинематогра­ фической быстротой наплывают люди и события: тут и стройка рудника, и пуск электростанции, и арест зайсана, и новое преступление ламы, и прорвавшееся, на­ конец, чувство Зоригто и Дари, и отъезд их в столицу, и праздники первого кол­ хозного урожая и Великого Октября... В спещке автор забывает связать многие со­ бытия и вводит новых и ненужных лю­ дей. В результате читатель вместо окон­ чания хорошо начатой повести видит ка­ кие-то обрывки. Все эти погрешности приводят к вы­ воду, что одарённый автор не довёл до конца работу над интересным и значи­ тельным произведением. Несколько слов о стихотворениях, за­ нимающих очень скромное место в сбор­ нике. Темы их глубоко связаны с совре­ менностью, отражают лучшие мысли и чувства советских людей, великие, стоя­ щие перед нашим народом задачи. Осо­ бенно настойчиво звучит мотив борьбы за мир во всём мире. Заметный недостаток большинства сти­ хотворений — отвлечённость, отсутствие конкретных образов и своего поэтическо­ го языка. В результате не чувствуется в творчестве молодых поэтов и националь­ ная специфика. Выгодно выделяются в этом отноше­ нии стихотворения А. Жамбалона («Хур», «Комсомолка Даржаева»), Б. М. Базаро­ в а («Орден Ленина») и известного уже нам по прозе Ж . Балданжабона («Пионе­ ры в поле», «На лыжах»). Читинское издательство предприняло хорошее дело, познакомив русского чи­ тателя с творчеством литераторов-агин- цев. М. СЕРГЕЕВ. ,,ПО ТАЁЖНЫМ ТРОПАМ"1 Туризм, один из самых увлекательных и полезных видов спорта, пользуется огромной любовью советских школьни­ ков. Каждое лето тысячи ребят отправ­ ляются в походы и возвращаются в род­ ную школу возмужавшими, окрепшими, расширившими свой кругозор. 1 А. Трегубенко. «По таёжным тропам». По­ весть. Красноярское краевое издательство. 1952 г., 224 стр. Редактор Л. Лифшиц. Пропаганда туризма имеет большое педагогическое и общественное значение. Эту благородную цель преследует повесть А. Трегубенко «По таёжным тропам». Восьмиклассники одной из сельских школ решают отправиться в поход по родному краю, их инициативу поддержи­ вают учителя. В описании этого похода и заключается сюжет повести. Ребята совершают путешествие всего лишь в пределах своего района, но сколь­ ко неизведанного, увлекательного, ново­ го встречается им на пути! Они изучают богатейший растительный и животный мир сибирской тайги, находят неисследо­ ванную пещеру, преодолевают речные по­ роги, знакомятся в таёжной глуши с ра­ ботой лесозаготовительного участка, обо­ рудованного по последнему слову техни­ ки. Наконец, находят богатые залежи железной руды. Школьники научились в походе собирать растения и минералы, охотиться на зверя, ловить рыбу, добы­ вать огонь без спичек, управлять лодкой на буйной горной реке и многому дру­ гому. Автор сумел органически вплести в ху­ дожественную ткань произведения мно­ жество советов, которые необходимы каждому, желающему отправиться в по­ ход. С этой точки зрения книга имеет большое познавательное значение, как обмен полезным опытом, как руководство для начинающих краеведов. С большой любовью даны в повести описания природы, увлекательно раскры­ ваются её тайны, хорошо нарисован жи­ вотный мир. Можно смело сказать, что повесть увлечёт не одного школьника, по­ может не одной школе в организации ту­ ристских походов. Но её воспитательное и художествен­ ное воздействие на юного читателя было бы несравненно сильнее, если бы автор больше внимания уделил изображению людей. К сожалению, у него в повести какая-нибудь белочка нарисована гораз­ до яснее и ярче, чем хотя бы Борис, один из участников похода, о котором трудно сказать что-либо определённое, настоль­ ко бледными красками изобразил его автор. В конце повести есть такое «резюме»: «За двадцать два дня Сергею Петровичу и Ольге Ивановне удалось войти в тот обособленный ребячий мир, о котором так много говорят учителя и который часто остаётся почти недоступным. Они смотрели на загорелые, довольные лица юных путешественников и говорили о том, что за дни путешествия их питомцы прошли пусть небольшую, но хорошую школу мужества, выносливости, выдерж­ ки, закалки, школу того, чего, может быть, не даст целый год учёбы за пар­ той». Однако этот «обособленный ребячий мир», этот глубокий процесс воспитания детских характеров в коллективной борь­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2