Сибирские огни, 1952, № 6
Очень хорош живой, образный язык повести, показывающий богатства народ ной речи и усиливающий национальный колорит повествования. Переводчик (пе ревод, видимо, авторизован) хорошо пе редал не только содержание, но и все ху дожественные особенности оригинала. В повести много диалогов, действия, ярких картин. Читается она с интересом, но написана очень неровно. В заключи тельных главах автор начинает торопить ся развязать все узлы. С кинематогра фической быстротой наплывают люди и события: тут и стройка рудника, и пуск электростанции, и арест зайсана, и новое преступление ламы, и прорвавшееся, на конец, чувство Зоригто и Дари, и отъезд их в столицу, и праздники первого кол хозного урожая и Великого Октября... В спещке автор забывает связать многие со бытия и вводит новых и ненужных лю дей. В результате читатель вместо окон чания хорошо начатой повести видит ка кие-то обрывки. Все эти погрешности приводят к вы воду, что одарённый автор не довёл до конца работу над интересным и значи тельным произведением. Несколько слов о стихотворениях, за нимающих очень скромное место в сбор нике. Темы их глубоко связаны с совре менностью, отражают лучшие мысли и чувства советских людей, великие, стоя щие перед нашим народом задачи. Осо бенно настойчиво звучит мотив борьбы за мир во всём мире. Заметный недостаток большинства сти хотворений — отвлечённость, отсутствие конкретных образов и своего поэтическо го языка. В результате не чувствуется в творчестве молодых поэтов и националь ная специфика. Выгодно выделяются в этом отноше нии стихотворения А. Жамбалона («Хур», «Комсомолка Даржаева»), Б. М. Базаро в а («Орден Ленина») и известного уже нам по прозе Ж . Балданжабона («Пионе ры в поле», «На лыжах»). Читинское издательство предприняло хорошее дело, познакомив русского чи тателя с творчеством литераторов-агин- цев. М. СЕРГЕЕВ. ,,ПО ТАЁЖНЫМ ТРОПАМ"1 Туризм, один из самых увлекательных и полезных видов спорта, пользуется огромной любовью советских школьни ков. Каждое лето тысячи ребят отправ ляются в походы и возвращаются в род ную школу возмужавшими, окрепшими, расширившими свой кругозор. 1 А. Трегубенко. «По таёжным тропам». По весть. Красноярское краевое издательство. 1952 г., 224 стр. Редактор Л. Лифшиц. Пропаганда туризма имеет большое педагогическое и общественное значение. Эту благородную цель преследует повесть А. Трегубенко «По таёжным тропам». Восьмиклассники одной из сельских школ решают отправиться в поход по родному краю, их инициативу поддержи вают учителя. В описании этого похода и заключается сюжет повести. Ребята совершают путешествие всего лишь в пределах своего района, но сколь ко неизведанного, увлекательного, ново го встречается им на пути! Они изучают богатейший растительный и животный мир сибирской тайги, находят неисследо ванную пещеру, преодолевают речные по роги, знакомятся в таёжной глуши с ра ботой лесозаготовительного участка, обо рудованного по последнему слову техни ки. Наконец, находят богатые залежи железной руды. Школьники научились в походе собирать растения и минералы, охотиться на зверя, ловить рыбу, добы вать огонь без спичек, управлять лодкой на буйной горной реке и многому дру гому. Автор сумел органически вплести в ху дожественную ткань произведения мно жество советов, которые необходимы каждому, желающему отправиться в по ход. С этой точки зрения книга имеет большое познавательное значение, как обмен полезным опытом, как руководство для начинающих краеведов. С большой любовью даны в повести описания природы, увлекательно раскры ваются её тайны, хорошо нарисован жи вотный мир. Можно смело сказать, что повесть увлечёт не одного школьника, по может не одной школе в организации ту ристских походов. Но её воспитательное и художествен ное воздействие на юного читателя было бы несравненно сильнее, если бы автор больше внимания уделил изображению людей. К сожалению, у него в повести какая-нибудь белочка нарисована гораз до яснее и ярче, чем хотя бы Борис, один из участников похода, о котором трудно сказать что-либо определённое, настоль ко бледными красками изобразил его автор. В конце повести есть такое «резюме»: «За двадцать два дня Сергею Петровичу и Ольге Ивановне удалось войти в тот обособленный ребячий мир, о котором так много говорят учителя и который часто остаётся почти недоступным. Они смотрели на загорелые, довольные лица юных путешественников и говорили о том, что за дни путешествия их питомцы прошли пусть небольшую, но хорошую школу мужества, выносливости, выдерж ки, закалки, школу того, чего, может быть, не даст целый год учёбы за пар той». Однако этот «обособленный ребячий мир», этот глубокий процесс воспитания детских характеров в коллективной борь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2