Сибирские огни, 1952, № 6
„ В СТЕПИ АГИНСКОЙ441 Расцвет национальных литератур — одно из замечательных явлений совет ской культуры. Единая по своим идей ным устремлениям, советская литерату ра непрестанно пополняется новыми си лами, представителями разных народов нашей страны. В небольшой, скромно из данной книжке «В степи Агинской» впер вые собраны произведения молодых пи- сателей-бурятов, живущих в Агинском национальном округе. Центральное место в сборнике зани мает пфоза Жамьяна Балданжабона — «Огни Ундуров». Печатавший раньше маленькие рассказы и стихи, автор вы ступил теперь с большой повестью. Тема произведения — перестройка жизни глу хого бурятского урочища Челутай у под ножья мрачных Ундурских скал. Начи нается повествование с решающего эта па ■— коллективизации. На глазах у чита теля происходит великая ломка, строит ся коллективное хозяйство отсталых ско товодов. Люди учатся по-новому тру диться и хозяйствовать. Молодой колхоз крепнет, приносит первые плоды: небы вало ранние у бедноты посевы, сытый по родистый скот, конные сенокосилки... Одновременно с ростом колхоза ве дётся и промышленная стройка. Место действия — овеянные древними улигера- ми скалы Ундуры. Именно здесь, в свя щенном ущелье, где веками считались неприкосновенными деревья и даже кам ни, закипела новая жизнь. Появились но вые люди -— инженеры, горняки, строите ли, началось наступление на Ундуры. Скоро заработали рудники, вырос — на встречу колхозному селу •— целый горо док. И по всей долине Челутая загоре лись «огни Ундуров». Развитие темы в двух параллельных планах — несомненная удача писателя. Он художественно изобразил оба пути преобразования отсталых- окраин, кол лективизацию и индустриализацию и неразрывную связь между ними. Удачен и замысел — показать через стройку в запретном месте перелом в сознании лю дей. Хорошо выразил эту мысль секре тарь райкома партии Булатов: «Каждое срубленное дерево — это не только ча стица жилья для бывшего кочевника, но и частица нового понимания им жизни». Новая жизнь далась, конечно, не про сто. Автор рассказывает о борьбе с вра гами народа — кулаками и ламами, о по- k j шении на комсомольца — героя пове сти, о -вредительстве в колхозе и на руд нике. Но не всё тут одинаково убедитель но. Чувство действительности покидает порою писателя. Больше года, например, орудуют безнаказанно в небольшой де ревушке явные враги колхоза. Чуть ли 1 «В степи Агинской» (сборник). Читгиз. 1952 г., 124 стр. Редактор Л. Покровская. не на глазах у всех подкулачник наймит Дамба подслушивает беседы колхозни ков, совершает одно за другим преступле ния, а актив колхоза ничего не предпри нимает для их предупреждения. Главный герой — юноша Зоригто. Чи татель застаёт его уже политически сфор мировавшимся человеком. Он кончил школу и строит новую жизнь в родной деревушке. Общественный облик Зориг то изображён правдиво. Менее удачно показано взаимное чувство его и люби мой девушки. Писатель словно боится прямо сказать о любви. Запрещает он это и самим влюблённым. Часто встре чаясь, «они говорят обо всём, только не о себе». Гораздо интереснее, однако, даны в произведении рядовые араты, первые колхозники. Убедительно раскрыт внут ренний их мир, изображено рождение новых мыслей, столкновение новых пред ставлений со старыми традициями и предрассудками, которые, по словам Зо ригто, «липли к людям, словно паутина к тёмному углу». Не говоря уже о самом колхозе и новой общественной жизни, каждое новое начинание — обзаведение тёплым помещением для скота, племен ным быком, современным непривычным платьем или мебелью и т. п. — всё вы зывало сомнение и недоумение, всё да валось с немалым трудом. Правдивы от начала до конца тща тельно созданные образы родителей Зо ригто. Видишь наглядно, как изменялось у них сознание, а вместе с тем и весь быт. Живыми выглядят в повести и ста рый пастух Батахай, переживший тяжё лый кризис, когда топор коснулся де ревьев священного Ундура, и середняк Раднаев, немало колебавшийся перед вступлением в колхоз, и другие тружени ки-скотоводы. Отдельно хочется упомя нуть о еле очерченном, но интересном об разе Базара. С первого дня этот чудес ный, воплощающий народную мудрость, старик безоговорочно принял всё новое. Бледными, маловыразительными вы шли руководитель райкома партии Була тов, подруга Зоригто Дари, даже часто появляющийся бывалый и передовой Даг- баев. О них мы больше узнаём от дру гих или от самого автора. Совсем уж ни чего не говорят читателю только загро мождающие повесть Мархай, Мажитов, Одонов и др. Вместе с тем почти не показаны по явившиеся на рудниках рабочие, техники, инженеры. Автор упоминает, что они по стоянно общались с населением, работа ли и жили бок о бок с ним, обходились при этом, несмотря на разницу в языке, без переводчиков, но совсем не показы вает ни сложившихся отношений, ни несомненного культурного влияния приез жих на местных жителей. Это, конечно, существенный пробел в общей картине строительства новой жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2