Сибирские огни, 1952, № 6
служить поворотным пунктом в преобра зовании его внутреннего мира. Таким образом, эта пьеса имела зна чение в то время, когда в условиях ре волюционной власти надо было воспи тать партийные кадры, сохранить един ство партии в борьбе против феодализ ма. Но сейчас она интересна только с исторической точки зрения. Пьеса «Хайран-бот» В. Кок-оола рас сказывает о тяжёлой доле тувинских женщин при феодальном строе. Арат Сарыг-Ашак с женой живёт бед но, не имеет скота, у него трое детей, старшая из них Кара. Она выдана за муж за богача Кенден-Хурака, который груб и жесток с нею. Не выдержав ос корблений мужа, нарушая феодальный обычай, Кара уходит от Кенден-Хурака домой. Узнав, что их дочь самовольно ушла от мужа, отец настаивает, чтобы дочь вернулась к мужу, но Кара отка зывается ещё и потому, что она попреж- нему любит охотника Седипа. Кара и Седип встречаются и решают вопрос о совместной жизни. Но Кенден-Хурак уг рожает родным Кара отобрать весь скот, оставить их на произвол судьбы, если они не ускорят возвращения дочери. Отец Кара становится на сторону Кенден-Ху рака, а мать и её младшие дочери на сторону Кара и Седипа. Кенден-Хурак при всех избивает Кара. Седип освобож дает Кара и уходит в тайгу. За ним го нятся. Конец пьесы трагичен: Кара бро сается в воду, а Седип ножом убивает Кенден-Хурака. Таково общее содержание пьесы «Хай ран-бот». Она не отличается хорошо сло женным сюжетом. Наоборот, сюжет её затянут ненужными эпизодами, какими являются картина ночной игры «ойту- лаш»в третьем действии, всё четвёртое действие и конец пятого. Кроме того, в пьесу введены лишние действующие лица, не имеющие значе ния для развития сюжета и общего хода событий. Например, не нужны и непо нятны образы шамана и его жены, своим присутствием и ненужными разговора ми они заранее раскрывают намерения действующих лиц. В пьесе, к сожалению, не раскрыта причина, заставляющая отца Кара так жестоко относиться к своей дочери. Серьёзное возражение вызывает то, что автор своего положительного героя сде лал неспособным бороться против деспо тизма Кенден-Хурака. Образ Кара обед нён тем, что она покорно подчиняется своему положению, чувствуется, что она уже заранее задумала умереть и не ви дит выхода из создавшегося положения, а Седип тоже не поддерживает, не ободряет её ни душевно, ни материально. Таковы пьесы, написанные ещё в го ды революционной власти в Туве. Но авторы этих пьес почему-то перестали работать над драматургическими произ ведениями. А жизнь настойчиво требует создания полноценных высокоидейных драматургических произведений. Мест ный театр почти не имеет национально го репертуара. Из всего сказанного видно, что тувин ская драматургия отстаёт от общего раз вития жизни области. Писатели ещё не осознали важности работы над драматур гическими произведениями, показываю щими борьбу тружеников за преобразова ние области, раскрывающими внутренний мир советских людей. Перед тувинскими писателями стоят большие задачи — неустанно работать по повышению уровня знания, по овладе нию художественным мастерством, по ов ладению методом социалистического реа лизма. От этого зависит качество созда ваемых произведений, которые так необ ходимы нашим людям, желающим уви деть себя на сцене национального театра, на сценах домов культуры и колхозных клубов. Отсюда вытекает общая задача тувинской драматургии — показать в своих произведениях те сдвиги в жизни трудового народа, которые происходят в нынешние дни преобразования Советской Тувы, дать яркие образы людей новой Тувы, строящих коммунизм вместе со всем советским народом. * ** Такова краткая характеристика тувин ской литературы. Молодая тувинская ли тература стоит на правильном пути и де лает первые шаги в своём развитии, как частица многонациональной советской литературы. Основная беда нашей литературы в том, что она отстаёт от общего развития экономики и культуры области. Состоя ние тувинской литературы ещё не отве чает тем задачам, которые стоят перед Советской Тувой. Это положение замет но отражается на количестве и качестве произведений, написанных местными ав торами. Ещё не созданы значительные произведения тувинской литературы, а то, что создано, качественно ещё не отве чает возросшим требованиям, которые предъявляются народом к советскому пи сателю наших дней. В отдельных произ ведениях, особенно стихотворениях, всё ещё присутствует созерцательность и риторизм, которыми долгое время стра дала тувинская литература. Всё это в общей сложности получилось потому, что тувинские писатели — поэты, прозаики, драматурги — недостаточно владеют политическими, литературными знаниями, они ещё не поняли своей за дачи и обязанностей перед народом, ещё не осознали достаточно чётко и ясно сво ей ответственности в этом важном деле. Одной из главных причин отставания тувинской литературы является отсут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2