Сибирские огни, 1952, № 6

служить поворотным пунктом в преобра­ зовании его внутреннего мира. Таким образом, эта пьеса имела зна­ чение в то время, когда в условиях ре­ волюционной власти надо было воспи­ тать партийные кадры, сохранить един­ ство партии в борьбе против феодализ­ ма. Но сейчас она интересна только с исторической точки зрения. Пьеса «Хайран-бот» В. Кок-оола рас­ сказывает о тяжёлой доле тувинских женщин при феодальном строе. Арат Сарыг-Ашак с женой живёт бед­ но, не имеет скота, у него трое детей, старшая из них Кара. Она выдана за­ муж за богача Кенден-Хурака, который груб и жесток с нею. Не выдержав ос­ корблений мужа, нарушая феодальный обычай, Кара уходит от Кенден-Хурака домой. Узнав, что их дочь самовольно ушла от мужа, отец настаивает, чтобы дочь вернулась к мужу, но Кара отка­ зывается ещё и потому, что она попреж- нему любит охотника Седипа. Кара и Седип встречаются и решают вопрос о совместной жизни. Но Кенден-Хурак уг­ рожает родным Кара отобрать весь скот, оставить их на произвол судьбы, если они не ускорят возвращения дочери. Отец Кара становится на сторону Кенден-Ху­ рака, а мать и её младшие дочери на сторону Кара и Седипа. Кенден-Хурак при всех избивает Кара. Седип освобож­ дает Кара и уходит в тайгу. За ним го­ нятся. Конец пьесы трагичен: Кара бро­ сается в воду, а Седип ножом убивает Кенден-Хурака. Таково общее содержание пьесы «Хай­ ран-бот». Она не отличается хорошо сло­ женным сюжетом. Наоборот, сюжет её затянут ненужными эпизодами, какими являются картина ночной игры «ойту- лаш»в третьем действии, всё четвёртое действие и конец пятого. Кроме того, в пьесу введены лишние действующие лица, не имеющие значе­ ния для развития сюжета и общего хода событий. Например, не нужны и непо­ нятны образы шамана и его жены, своим присутствием и ненужными разговора­ ми они заранее раскрывают намерения действующих лиц. В пьесе, к сожалению, не раскрыта причина, заставляющая отца Кара так жестоко относиться к своей дочери. Серьёзное возражение вызывает то, что автор своего положительного героя сде­ лал неспособным бороться против деспо­ тизма Кенден-Хурака. Образ Кара обед­ нён тем, что она покорно подчиняется своему положению, чувствуется, что она уже заранее задумала умереть и не ви­ дит выхода из создавшегося положения, а Седип тоже не поддерживает, не ободряет её ни душевно, ни материально. Таковы пьесы, написанные ещё в го­ ды революционной власти в Туве. Но авторы этих пьес почему-то перестали работать над драматургическими произ­ ведениями. А жизнь настойчиво требует создания полноценных высокоидейных драматургических произведений. Мест­ ный театр почти не имеет национально­ го репертуара. Из всего сказанного видно, что тувин­ ская драматургия отстаёт от общего раз­ вития жизни области. Писатели ещё не осознали важности работы над драматур­ гическими произведениями, показываю­ щими борьбу тружеников за преобразова­ ние области, раскрывающими внутренний мир советских людей. Перед тувинскими писателями стоят большие задачи — неустанно работать по повышению уровня знания, по овладе­ нию художественным мастерством, по ов­ ладению методом социалистического реа­ лизма. От этого зависит качество созда­ ваемых произведений, которые так необ­ ходимы нашим людям, желающим уви­ деть себя на сцене национального театра, на сценах домов культуры и колхозных клубов. Отсюда вытекает общая задача тувинской драматургии — показать в своих произведениях те сдвиги в жизни трудового народа, которые происходят в нынешние дни преобразования Советской Тувы, дать яркие образы людей новой Тувы, строящих коммунизм вместе со всем советским народом. * ** Такова краткая характеристика тувин­ ской литературы. Молодая тувинская ли­ тература стоит на правильном пути и де­ лает первые шаги в своём развитии, как частица многонациональной советской литературы. Основная беда нашей литературы в том, что она отстаёт от общего развития экономики и культуры области. Состоя­ ние тувинской литературы ещё не отве­ чает тем задачам, которые стоят перед Советской Тувой. Это положение замет­ но отражается на количестве и качестве произведений, написанных местными ав­ торами. Ещё не созданы значительные произведения тувинской литературы, а то, что создано, качественно ещё не отве­ чает возросшим требованиям, которые предъявляются народом к советскому пи­ сателю наших дней. В отдельных произ­ ведениях, особенно стихотворениях, всё ещё присутствует созерцательность и риторизм, которыми долгое время стра­ дала тувинская литература. Всё это в общей сложности получилось потому, что тувинские писатели — поэты, прозаики, драматурги — недостаточно владеют политическими, литературными знаниями, они ещё не поняли своей за­ дачи и обязанностей перед народом, ещё не осознали достаточно чётко и ясно сво­ ей ответственности в этом важном деле. Одной из главных причин отставания тувинской литературы является отсут­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2