Сибирские огни, 1952, № 6

но работая над переводами произведений советских драматургов. Первые коллек­ тивные переводы пьес «Любовь Яровая» К. Тренёва, «Мятеж» Д. Фурманова на родной язык имели исключительное зна­ чение для роста тувинских молодых дра­ матургов. Позже силами коллектива на­ чинающих писателей были переведены на тувинский язык «Лекарь поневоле» Мольера, «Ревизор» Гоголя, «Русские люди» К. Симонова и др. Коллективная работа молодых авторов по переводу произведений советской драматургии окрылила их на работу по созданию ори­ гинальных драматургических произведе­ ний. Эта работа оказала плодотворное влияние на местных авторов, которые пы­ тались создать драматургические произ­ ведения для национального театра. *** Общие задачи советской драматургии определены в указаниях партии,, особен­ но в Постановлении ЦК ВКП(б) «О ре­ пертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», где обращено особое внимание на создание современного со­ ветского репертуара, на повышение ма­ стерства создаваемых произведений, на необходимость обилия ярких и полноцен­ ных в идейном и художественном отно­ шении произведений о жизни советского общества, о советском человеке. Как неотъемлемая часть советской литературы, советская драматургия должна служить интересам советского на­ рода, отображать в правдивых художе­ ственных образах нашу социалистиче­ скую действительность, утверждать пе­ редовые идеи современности. Эти задачи ставятся перед всей совет­ ской драматургией, в том числе и тувин­ ской. Общее состояние национальной драма­ тургии, репертуар местного театра крас­ норечиво говорят, что местная драма­ тургия ещё не справляется с этой зада­ чей. Нет хороших пьес на современные темы, местные писатели робко берутся за создание драматургических произве­ дений. Репертуар тувинского национального театра насчитывает лишь три пьесы, на­ писанные местными авторами: «Тонгур- оол» С. Тока, «Хайран-бот» Кок-оола и «Чуткуль» О. Саган-оола. Первые пье­ сы национальной драматургии — «Тон- гур-оол» и «Хайран-бот» появились ещё на заре возникновения тувинской лите­ ратуры — они написаны в 1934— 1 9 3 6 гг. и теперь, естественно, не удов­ летворяют наших зрителей, которые жи­ вут другими интересами, новыми потреб­ ностями и в других условиях. Эти пьесы отображают вчерашнюю жизнь тувинского народа, его борьбу за укрепление революционных завоеваний, его борьбу за свободу, за раскрепощение женщин от ужасного феодального гнёта. Постараемся вникнуть в содержание пьес местных писателей, чтобы понять положение национальной драматургии и репертуара местного театра. Писатель С. Тока является одним из инициаторов создания произведений на­ циональной драматургии. Он написал та­ кие пьесы, как «Херээжен» («Женщи­ на»), «Узун-Кара и Семис-Кара», кото­ рые имели определённое значение для развития тувинской литературы. Кроме этих пьес, в 1936 году он написал ещё «Тонгур-оол» (раньше пьеса называлась «Три года на посту председателя ячей­ ки»). Это — социальная комедия, затра­ гивающая борьбу народно-революцион­ ной партии Тувы против феодализма, борьбу за бдительное сохранение един­ ства партии. В условиях Тувинской Народной Рес­ публики, где шла борьба против феода­ лизма, против контрреволюционного действия феодалов, эта тема являлась актуальной. Написанная хорошим, соч­ ным языком, эта пьеса и сейчас волнует зрителя. Сюжет её таков. В одном из сумонов Тувы Тонгур-оол три года работает пред­ седателем первичной партийной ячейки. Безграмотный арат, он вёл только прак­ тическую работу, не боролся за повыше­ ние уровня своих знаний. Он считал, что все граждане в сумоне одинаковы и равноправны. Этим самым он отрицал классовую борьбу аратов против феода­ лов. Он аполитично относился к окру­ жающей его среде, не отделял друзей от врагов. Мелкобуржуазная идеология опу­ тывает его, он начинает мечтать о спо­ койной семейной жизни. Тонгур-оол влюбляется в дочь Санда- ка, феодала, лишённого избирательных прав, участника контрреволюционной группы, возглавляемой его зятем Семи- яма. Тонгур-оол попал в сети врагов, он превратился в игрушку в их руках. Че­ рев свою дочь Сандак действует ловко и хитро. Дело доходит до того, что он до­ веряет Сандаку даже партийное дело. Он диктует Сандаку отчёты, тот записывает и подбирает нужные ему документы. Эта история доходит до районной пар­ тийной организации. Готовящийся терро­ ристический акт контрреволюционной группы разоблачён. Тонгур-оол активно участвует в вооружённом подавлении контрреволюционеров. Перед своими партийными товарищами он признаёт свою вину и обещает исправиться. В пьесе «Тонгур-оол» имеются выра­ зительные образы. Но главный герой её обрисован односторонне. Автор подроб­ нее останавливается лишь на ошибках и не показывает, как произошли изменения в его характере. Участие Тонгур-оола в подавлении контрреволюционной груп­ пы совершенно случайно и не может

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2