Сибирские огни, 1952, № 6
но работая над переводами произведений советских драматургов. Первые коллек тивные переводы пьес «Любовь Яровая» К. Тренёва, «Мятеж» Д. Фурманова на родной язык имели исключительное зна чение для роста тувинских молодых дра матургов. Позже силами коллектива на чинающих писателей были переведены на тувинский язык «Лекарь поневоле» Мольера, «Ревизор» Гоголя, «Русские люди» К. Симонова и др. Коллективная работа молодых авторов по переводу произведений советской драматургии окрылила их на работу по созданию ори гинальных драматургических произведе ний. Эта работа оказала плодотворное влияние на местных авторов, которые пы тались создать драматургические произ ведения для национального театра. *** Общие задачи советской драматургии определены в указаниях партии,, особен но в Постановлении ЦК ВКП(б) «О ре пертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», где обращено особое внимание на создание современного со ветского репертуара, на повышение ма стерства создаваемых произведений, на необходимость обилия ярких и полноцен ных в идейном и художественном отно шении произведений о жизни советского общества, о советском человеке. Как неотъемлемая часть советской литературы, советская драматургия должна служить интересам советского на рода, отображать в правдивых художе ственных образах нашу социалистиче скую действительность, утверждать пе редовые идеи современности. Эти задачи ставятся перед всей совет ской драматургией, в том числе и тувин ской. Общее состояние национальной драма тургии, репертуар местного театра крас норечиво говорят, что местная драма тургия ещё не справляется с этой зада чей. Нет хороших пьес на современные темы, местные писатели робко берутся за создание драматургических произве дений. Репертуар тувинского национального театра насчитывает лишь три пьесы, на писанные местными авторами: «Тонгур- оол» С. Тока, «Хайран-бот» Кок-оола и «Чуткуль» О. Саган-оола. Первые пье сы национальной драматургии — «Тон- гур-оол» и «Хайран-бот» появились ещё на заре возникновения тувинской лите ратуры — они написаны в 1934— 1 9 3 6 гг. и теперь, естественно, не удов летворяют наших зрителей, которые жи вут другими интересами, новыми потреб ностями и в других условиях. Эти пьесы отображают вчерашнюю жизнь тувинского народа, его борьбу за укрепление революционных завоеваний, его борьбу за свободу, за раскрепощение женщин от ужасного феодального гнёта. Постараемся вникнуть в содержание пьес местных писателей, чтобы понять положение национальной драматургии и репертуара местного театра. Писатель С. Тока является одним из инициаторов создания произведений на циональной драматургии. Он написал та кие пьесы, как «Херээжен» («Женщи на»), «Узун-Кара и Семис-Кара», кото рые имели определённое значение для развития тувинской литературы. Кроме этих пьес, в 1936 году он написал ещё «Тонгур-оол» (раньше пьеса называлась «Три года на посту председателя ячей ки»). Это — социальная комедия, затра гивающая борьбу народно-революцион ной партии Тувы против феодализма, борьбу за бдительное сохранение един ства партии. В условиях Тувинской Народной Рес публики, где шла борьба против феода лизма, против контрреволюционного действия феодалов, эта тема являлась актуальной. Написанная хорошим, соч ным языком, эта пьеса и сейчас волнует зрителя. Сюжет её таков. В одном из сумонов Тувы Тонгур-оол три года работает пред седателем первичной партийной ячейки. Безграмотный арат, он вёл только прак тическую работу, не боролся за повыше ние уровня своих знаний. Он считал, что все граждане в сумоне одинаковы и равноправны. Этим самым он отрицал классовую борьбу аратов против феода лов. Он аполитично относился к окру жающей его среде, не отделял друзей от врагов. Мелкобуржуазная идеология опу тывает его, он начинает мечтать о спо койной семейной жизни. Тонгур-оол влюбляется в дочь Санда- ка, феодала, лишённого избирательных прав, участника контрреволюционной группы, возглавляемой его зятем Семи- яма. Тонгур-оол попал в сети врагов, он превратился в игрушку в их руках. Че рев свою дочь Сандак действует ловко и хитро. Дело доходит до того, что он до веряет Сандаку даже партийное дело. Он диктует Сандаку отчёты, тот записывает и подбирает нужные ему документы. Эта история доходит до районной пар тийной организации. Готовящийся терро ристический акт контрреволюционной группы разоблачён. Тонгур-оол активно участвует в вооружённом подавлении контрреволюционеров. Перед своими партийными товарищами он признаёт свою вину и обещает исправиться. В пьесе «Тонгур-оол» имеются выра зительные образы. Но главный герой её обрисован односторонне. Автор подроб нее останавливается лишь на ошибках и не показывает, как произошли изменения в его характере. Участие Тонгур-оола в подавлении контрреволюционной груп пы совершенно случайно и не может
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2