Сибирские огни, 1952, № 6

окружавшие героя, и для каждого писа­ тель находит что-то своё, особое, запо­ минающееся. А сейчас, когда озверевшие враги че­ ловечества готовят новую бойню, когда все свободолюбивые народы активно под­ нялись на защиту мира, повесть тувин­ ского писателя Салчака Тока на приме­ ре ранее забитого и обездоленного ма­ ленького тувинского народа, познавшего силу братской дружбы, искренней и бескорыстной помощи великого русско­ го народа, ещё раз напоминает агрессо­ рам: народы мира не хотят войны, им нужны мир и свобода. Силы народа не­ исчерпаемы, и пробудившийся к созна­ тельной жизни народ, строящий свою счастливую жизнь, — непобедим. О жизни трудящихся Тувы и о по­ сильной помощи, оказанной ими Совет­ ской Армии в дни Великой Отечествен­ ной войны Советского Союза против фа­ шистских захватчиков, рассказывает Степан Сарыг-оол в своей повести «По­ дарок». Таёжный охотник Хая идёт на горные разработки, где формируются первые кадры тувинских горняков. Он с упоением работает в забое. Всё кажет­ ся ему новым и интересным в жизни горняцкого коллектива. Есть серьёзные трудности. Но рабочие преодолевают их сообща, следуя за передовиками. В дебрях Тоджинской тайги остаётся жена Хая, предприимчивая Ильдирма, с престарелой матерью и сыном. Их не пугают трудности охоты в суровое зимнее время в непроходимых снегах высоко­ горной Тоджи. Они соревнуются друг с другом за увеличение добычи — рабо­ чий Хая на горных разработках, его семья — на потайных таёжных тропах, где укрываются ценные пушные звери. Маленький Адыгжи и его бабушка, ни­ когда не державшие ружья, также стано­ вятся охотниками. Ильдирма значительно перевыполнила план добычи пушнины, с честью замени­ ла искусного охотника Хая, ушедшего на производство. Единым патриотическим порывом охвачены все трудящиеся Тувы. На фронт идут эшелоны с подарками герои­ ческим бойцам Красной Армии. Повесть издана отдельной книжкой на тувинском языке (1943 г.). В рассказе С. Тока «Охота на вол­ ков» изображены своеобразные условия быта тувинских аратов в период пере­ хода от кочевой жизни к оседлости. Ав­ тор показывает, как чабаны борются за сохранение скота от волков, наносящих большой урон животноводству в Туве. В настоящее время тувинские писате­ ли продолжают работать над произведе­ ниями художественной прозы. Их тема­ тика достаточно разнообразна. Одни из произведений посвящены историческому прошлому тувинского народа. К ним от­ носится вторая книга трилогии С. Тока «Слово арата». Она повествует о собы­ тиях из истории народной Тувы, от на­ ционально-освободительной революции в 1921 г. и до вхождения тувинского на­ рода в братскую семью народов СССР (1944 г.). В других произведениях пока­ зываются социалистические преобразова­ ния народного хозяйства и культуры, созданы образы новых людей Совет­ ской Тувы. Национальная драматургия Тува в прошлом не имела и не могла иметь своего национального театра. Не было в ней ни местных клубов, ни дру­ гих очагов культуры и искусства. За­ рождение национальных театральных представлений относится к 1925 году, когда в кызыльских клубах начали ста­ вить первые самодеятельные пьесы. Пьесы этого периода не имели написан­ ного текста, а создавались самими испол­ нителями путём импровизации. Спектакль ставился просто и быстро, подбиралась группа молодёжи, которая намечала себе тему представления, участники распределяли между собой будущие роли феодалов, лам, шаманов и т. д., договаривались о порядке и ходе представления и смело выступали на сцене клубов. На ходу перед зрителями они создавали и исполняли свои роли, старались вызвать одобрение или смех зрителей. Однако при дальнейшем культурном росте населения первые опыты самодея­ тельных спектаклей-импровизаций не- могли дать глубокой картины происхо­ дящей в Туве классовой борьбы, ломки старого и зарождения нового быта, по­ явления нового человека. Нужна была художественная пьеса с готовым текстом. Такая возможность пришла только после введения в Туве национальной письмен­ ности. Первая пьеса «Девушка из колхо­ за» А. Тэмира, роли которой игрались по тексту, появилась в 1931 году. К этому времени появляются и пер­ вые оригинальные пьесы местных авто­ ров, из которых выделяется «Херээжен» («Женщина»), «Узен-Кара и Семис-Кара»- С. Тока. Эти пьесы затрагивали злобо­ дневные темы из жизни тувинского на­ рода. Таким путём, путём импровизации, путём создания первых национальных пьес, хотя они были далеки от современ­ ных требований по мастерству и языку, родилась тувинская национальная дра­ матургия. Основное содержание всех пьес того периода — жизнь тувинского народа, его борьба с феодалами, борьба за новый быт, за грамотность, за куль­ туру. Но тувинская драматургия не могла ограничиваться национальными рамками. Тувинские начинающие драматурги учи­ лись и учатся писать пьесы, одновремен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2