Сибирские огни, 1952, № 6
рая, весёлая. Встряхивая и подкидывая всем телом вьюк, чтобы легче лёг на спине, она то и дело приговаривала: «Вот как, дети! Идём-то мы в новые места искать счастья, идём к русским людям». Эта женщина, испытавшая на себе весь ужас феодального гнёта, бесправ ная, забитая горем и нуждой, сразу же поняла, что правда на стороне револю ции, на стороне красных партизан. Она говорит своему сыну: «Теперь всё будет хорошо. Новых людей, что пришли в Танна-Туву, с радостью встречают все араты-бедняки, да и сама тайга им кла няется». Провожая сына к партизанам, она да ёт ему наказ: «Пойди, посмотри. Поищи людей, у которых есть новый закон, за щищающий бедных». Не удалось дожить беднячке Тас Баштыг до светлых дней свободной жиз ни тувинского народа. Она умерла на заре народно-освободительного движения в Туве. Вспоминая о матери, автор гово рит: «Тогда я ещё не мог понять велико го благородства нашей матери. Никто из нас не понимал, что Тас Баштыг поисти- не героиня, одна из многих араток-бедня- чек, которых чтит освобождённый на род. Они мужественно отстаивали суще ствование и будущее своих детей. Горь кая, бесправная жизнь не погасила в них веры в силы народа. Они учили нас не навидеть врагов и любить друзей, при шедших помочь беднякам-аратам освобо диться от вековой кабалы». С малых лет Тока познаёт всю тяжесть батрацкой жизни, постепенно он начи нает понимать, что богач — русский или тувинец — всё равно всегда будет врагом бедных. Зато простые трудовые русские люди с искренней теплотой и любовью относятся к маленькому Тока. Дружба с русскими батраками, рас сказы солдата-фронтовика, сведения о сильных, отважных людях, отдающих жизнь за народное счастье, и сказка ста рого батрака-тувинца Тарбагана о Кодур- ооле и Биче-Кыс, которые преодолели все препятствия на пути к счастью, бу дят у подростка Салчака мечты о счаст ливой жизни: «Я надеялся, что мы най дём счастье. Но я, как и все жители на шей землянки, не знал, куда за ним итти и как его сохранить, если добудешь». Жизнь учит трудящихся тому, что бо гачи — их злейшие враги, она пробуж дает их классовое самосознание, подска зывает единственно правильный путь — путь революционной борьбы. В жестокой борьбе с врагами трудящиеся араты, опираясь на помощь русских братьев, находят ответ на вопрос о том, как со хранить своё счастье, если его добудешь. В партизанском стане, при свете костра, вспоминает Тока сказку о Кодур- осле и Биче-Кыс, но то, что он видел, «уже не было сказкой о далёком счастье. Это был лагерь красных партизан. Они шли в бой за наше счастье». Повесть за канчивается ярким описанием ночного похода и сражения красных партизан с белогвардейцами, в котором юноша Тока получил боевое крещение. Гнездо бело- бандитов на Каа-Хеме было разгром лено. «Слово арата» убедительно показыва ет прогрессивную роль великой русской нации в истории тувинского народа, про славляет нерушимую дружбу русского и тувинского народов, приведшую трудя щихся Тувы к свободе и счастью. Наша литературная критика справед ливо отмечает искренность, правдивость и народность книги «Слово арата». Ав тор широко использует в повести народ ные фольклорные мотивы. Сказка о Кодур-ооле и Биче-Кыс тесно связана со всем повествованием. Широко пользует ся писатель и народным языком, посло вицами и поговорками. Очень хороши и ярки в повести сравнения. Тепло вспоминает Салчак Тока о сво ей матери. «Когда лесная птица выводит птенцов, она холит и растит их. Пока они не вылетят из гнезда, хлопотливая мать не знает покоя. Сама она не съест ни зёрнышка, ни червяка, пока большегла зые птенцы не перестанут вытягивать шею и жалобно пищать. Точно так же и наша мать. То, что для нас с таким трудом собирала в юртах, раскинутых по степи и предгорьях, тотчас исчезло. Она ни когда не дожидалась, пока мы доедим все зёрна и допьём весь чай, — а снова и снова пускалась в путь». Такой парал лелизм — одно из излюбленных худо жественных средств народной поэзии. Автор обращается не только к тувин скому, но и к русскому фольклору и даёт его образцы. Вера поёт частушку: «Бор горит, густой горит». Из повести мы узнаём, какие песни пели русские посельницы. Партизаны поют засаян- скую-партизанскую «За лесом солнце воссияло». Герои повести говорят ярким, образ ным народным языком. Особенно богата народными образами речь матери. «Хо лодно в тайге, и глаза у богатых людей холодные», — грустно говорит она. «Бе шеный старик, у тебя борода белой козы и душа чёрной собаки», — кидает она гневные слова по адресу кулака Мо- кея. Автор хорошо чувствует красоту род ной природы и горячо любит её. Описа ние тувинских гор, степей, неба, расти тельности и красавицы Мерген органиче ски входит в повесть, делая её более красочной. Салчак Тока умеет несколькими ха рактерными штрихами нарисовать тот или иной образ, сделать его живым и ярким. Как живые, проходят перед чи тателями мать Тока, его сестра и братья, прямой и смелый Веденей, весёлая, приветливая Вера и многие другие люди. 12. «Сибирские огни» № 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2