Сибирские огни, 1952, № 6
лос», рассказывающем о том, как парень слушает голос любимой девушки, ску чающей в долине Гнева, а вокруг, кроме реки и степи, безлюдье. Недостаточная политическая зрелость, слабое идейное вооружение привели не которых тувинских поэтов к тому, что из их поля зрения выпало основное со держание нашей советской литературы— наш советский человек, активный строи тель коммунистического общества, пре образователь природы. Поэты порой за бывают сталинские указания о том, что «из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решаю щим капиталом являются люди...» Из анализа стихотворений тувинских поэтов невольно напрашивается вывод: всё сделалось само собой, новая жизнь, новые отношения пришли сами, какой-то неведомой силой построены новые дома, эта же сила дала обильные урожаи. Та кое искажённое представление о нашей советской действительности создаётся потому, что во многих тувинских стихах или отсутствует активный строитель жизни — человек, или он дан где-то на третьем или десятом Плане. У тувинских поэтов есть все возмож ности ликвидировать отставание в поэ зии. Для этого нужно серьёзно занять ся своим политическим образованием и вдумчиво и глубоко изучать жизнь, по вышать своё литературное мастерство. Тувинская проза В советской литературной критике по .заслугам оценено первое крупное про заическое произведение молодой тувин ской литературы — автобиографическая повесть Салчак Тока «Слово арата» (пе ревод А. Тэмир), удостоенная Сталин ской премии за 1950 год. О её значении в развитии тувинской литературы, в борьбе за дальнейший рост националь ной по форме и социалистической по со держанию культуры тувинского народа газета «Культура и жизнь» писала: «Слово арата» — автобиографическая по весть. Но значение её гораздо шире — это правдивый рассказ о жизни трудя щихся Тувы в доррвдяшионные годы и в начале.,,щ1Ое*равошщ* 9 йттб 0 рьбы за 99РУ|Р Ш%Н1й&1»н-йюКпоаеоть, ^Д йЩ ая ;=ШЩт ¥Щ®Ж8СТвеиной;шроа© щттщтРЬ тЛЭЗЗРаЖМЙй'. гпэдагокгдойдея тоДМ&нейрегогкроетаасдауйьтурш туйИ8С«щ».(д а и ш , - !1дяу.а№ й,пвевгшсдааД1 '#8?аДхШ'ймадаФУйё явоей/гдисья эн qorae aaoqa i хпоаэ верил -ог^ловйацращ* .взеекйшнаетэго отжёэ hjhkh.tqm тдеинед-оцф:. а д а кш , о- питч *5%:%ё{даРя?Щ}Кйтбры№Щ0ДВергал« угий' 'ТйЩ»«%й%РдТВУйН«Ц«хея -.-араговогцтпоч ■■йэг.аым —хинакэтнрвне тэН .ыауТ нон а 1ЩТультЯраУи ншпнь»!. ГУ февраля 1-Э51 ¥.V вшэтаенотН ,СЯ нинщоатохнтт называет, как росла сила народного гне ва, поднявшая тувинскую бедноту на борьбу вместе с русскими братьями — красными партизанами — против обще го врага. Дружба русского и тувинского наро дов — одна из основных тем повести. В художественных образах автор убеди тельно раскрывает значение дружбы ту винских аратов с отважными и просты ми русскими людьми из народа, показы вает, как благодаря этой дружбе тувин ский народ приобщался к культуре, к сельскохозяйственному труду, как в нём просыпалось классовое самосознание и крепла вера в грядущую победу над эксплуататорами. Повесть начинается красочным опи санием чудесной горной реки Мерген. На её берегу безрадостно протекало детство маленького Тока, от имени кото рого ведётся повествование. У беднячки Тас Баштыг было пятеро детей: две дочери и три сына. Младший из них — Тывыкы. Впоследствии рус ские друзья стали звать его Тока. Как и все бедняки-араты, вдова Тас Баштыг и её дети жили впроголодь в дырявом чуме, терпя издевательства от баев и чи новников. Маленький берестяной чум стоял на берегу красавицы Мерген, но голодных детей, одетых в жалкие отрепья, не ра довала красота окружающей природы, так как в их чуме в дождь сквозь настил просачивалась вода, зимой свободно про ходили ветер и стужа. И дети и взрослые ходили зимой и летом в лохмотьях — в разных вытертых овчинах, едва при крывавших тело и не спасавших их ни от жары, ни от холода. С горечью вспоминает Тока, как, го нимые голодом, подбирались дети к бе лым юртам богачей, изредка решаясь проникнуть вовнутрь. Чаще всего их просто выбрасывали вон. Но иногда бо гачи устраивали себе потеху — бросали голодным детям кусочек мяса и смеялись, как они дерутся из-за него и как, в кон це концов, хозяйская собака, схватив мясо, оставляет детей ни с чем. С большой силой нарисован в повести образ матери. Внешность её непригляд ная: на спине — горб, на голове нет во лос. Она потеряла даже собственное имя: одни звали её Тас Баштыг (лысоголовая), другие — Кушкунка (бродяга). Но как офвделен этот образ бедной тувинской ВДТЗШксЖКое душевное величие озаряет еЕйЬтнавтэдэцп эеМдть к-щертвмшда всем, чтобы по- падьцййрвдддотямпнайгц лучшую долю. О^й^рдйсрбШййеийФИДнглщкёлью испы- TjffiSSq№i дайрдавдердйвейзцнепшатря на б§ддцрш рчй -л0^йФЯ8иаак(Эла нанимала , Я7Ф вддавдадррш ат адожешдаты аёздеми : ДW КЙ 1 :$УШ*ШйоШ апошму эйер ееелдая .йиРЧ* Ц()шщда, дВог:время: перекш Яе^ки ШЯ4ин«.§ойВД[8®г*я®8ровд шяанйода
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2