Сибирские огни, 1952, № 6
ещё не до конца освободились от этих родимых пятен тувинские поэты, особен но старшее поколение, такие, как С. Сарыг-оол. Возьмём для примера хотя бы стихо творение С. Сарыг-оола «Пионерский лагерь», помещённое в № 4 альманаха «Улуг-Хем». Это лубочная застывшая картина, не дающая представления о жизни пионеров. Автор со стороны лю буется открывшейся перед ним картиной пионерского лагеря, но он не знает ни ребят, живущих в лагере, ни их интере сов, ни самой лагерной жизни. В стихотворении «Друг» С. Сарыг-оол обедняет труд советского человека, сни жает высокую поэтическую вдохновлён ность труда, сводит его к простому сред ству добывания пищи и одежды. В со ветской стране труд, как известно, стал делом чести, доблести и геройства. Неумение создать произведения боль шого обобщающего значения особенно заметно тогда, когда тувинские поэты стремятся создать значительное эпиче ское полотно-поэму. Опубликовано в пе чати всего две поэмы С. Сарыг-оола — «Саны-More» и незаконченная поэма «Алдын-Кыс» («Золотая девушка»). В поэме «Саны-More» С. Сарыг-оол стремился эпически показать вчерашнюю Туву, обобщить наиболее типичные яв ления недавнего прошлого. Но он не су мел с позиций современника правильно, по-марксистски оценить это прошлое. Вместо этого он идеализирует кочевую жизнь прежних аратов. Серьёзны идейные и художественные недостатки и в незавершённой С. Сарыг- оолом поэме «Алдын-Кыс». Против воли автора эта поэма уводит читателя во вче рашний день Тувы. Автор рассказывает читателю о жизни двух молодых людей, которые любят друг друга и обменива ются письмами. В поэме есть моменты идеализации, поэтизации кочевой жизни аратов времён Тувинской Народной Рес публики, любование юртой, как неизмен ным живописным и колоритным атрибу том тувинского пейзажа и быта, прежни ми единоличными чайлагами; в ней есть и литературные, механически повторён ные, старые фольклорные штампы и приёмы. Последнее сказалось, например, при изображении красоты Алдын-Кыс, кото рая похожа не на девушку из семьи тру довых аратов, а расписана так традици онно, пышно и условно, что похожа ско рее всего на княжну — представитель ницу феодальной родовой знати — с её тонкими руками, нежными щёчками, бо гатыми нарядами, что совсем не согла суется с внутренней сущностью героини. В поэме больше авторских рассужде ний, чем подлинного показа событий. Не герои действуют в поэме по законам са мой жизни, а автор говорит за них. Со вершенно неоправданно и слишком легко Алдын-Кыс и её возлюбленный Байыр приходят к выводу, что совместную жизнь нужно начинать в колхозе, в осед лом доме. Байыр преображается сразу, стоит только ему получить рассудочное, риторически-отвлечённое письмо Ал дын-Кыс. Это письмо не убеждает чита теля, так как оно — только плод автор ского воображения. Слишком большое место уделено в поэме красочному опи санию единоличной жизни, а колхозная жизнь дана несколькими бледными штрихами, как бы вскользь, мимоходом. Не выяснены характеры героя и герои ни — Байыра и Алдын-Кыс. Поэма эта требует не только окончания её, но и ко ренной переработки уже опубликован ного. Упрёки в адрес С. Сарыг-оола за не которые его лирические и публицисти ческие стихи, написанные без души, бес цветно, монотонно, состоящие из общих крикливых фраз и однообразных рече вых оборотов, вполне справедливы. Один из старейших тувинских писателей, С. Сарыг-оол последнее время обнаружи вает признаки застоя. В стихотворении «Чайлаг» В. Эренчин поэтизирует, идеализирует жизнь стари ка и старухи, которые со своими детьми одиноко пасут скот на Ча-лаге в тайге, среди гор, вдали от людей. Это глубоко' умиляет автора. Основная ошибка поэта заключается в том, что в стихотворении не показана связь кочующей пастуше ской семьи с жизныо коллектива, наро да. Поэт рисует советских людей одино кими, уводит их искусственно Куда-то в безлюдье, прячет в скорлупу мелких, частных переживаний. Примером крайнего риторизма и мно гословия могут служить некоторые 'сти хи Л. Чадамба, который в стихотворной форме декларативно пересказывает об щие положения и явления в политиче ской и общественной жизни страны. Скудность изображаемых картин и поэ тического словаря, растянутость харак терны для целого ряда его стихотворе ний. Например, стихотворение «Строй ка» состоит лишь из названий предметов,, применяемых в строительстве, — доски,, брёвна, гвозди и т. д. Здесь нет никакой обобщающей мысли и никакой поэзии. В стихотворении «Последняя кочёв ка» Б. Ховенмей даёт фотографический снимок того, как арат переезжает в но вый дом. Здесь также всё только внеш нее. Новая жизнь, по стихотворению Б. Ховенмея, заключается только в но вом доме и новых вещах. Внутреннего мира своих героев автор не раскрыва ет, он не показывает, что новый чело век — активный строитель советской Тувы — отличается в корне от забито го горем и нуждой арата дореволюцион ной Тувы. Нет значительных мыслей, отвечающих духу нашего времени, и в стихотворении Ю. Кюнзегеша «Её го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2