Сибирские огни, 1952, № 6
випской поэзии значительно расширился круг тем. Отдельные стихотворения на ших поэтов — С. Сарыг-оола, JI. Чадам- ба, Ю. Кюнзегеша переведены на рус ский язык и напечатаны в журналах «Огонёк», «Сибирские огни», «Дружба народов». Тема социалистического преобразова ния Тувы — одна из основных тем ту винской поэзии. Переход от кочевого на оседлый образ жизни, счастливая колхоз ная жизнь, стремление к науке, дружба с великим русским народом — всё это находит отражение в творчестве наших поэтов. В бескрайних степях, где раньше можно было видеть лишь караваны верблюдов да табуны коней, теперь ко лосится золотая пшеница, весело поют тракторы, важно плывет комбайн, растут новые колхозные посёлки, араты, отка завшись от вековых кочевий, переходят в новые светлые дома, где ярко горят электрические лампочки и по радио зву чит голос Москвы. «Там, где в горах бегут Балгазик и Барлык, Колхозы выросли, —их славный труд велик. Где мы о пахоте и не слыхали сроду. Колышутся хлеба, как волны в непогоду». (С. Сарыг-оол, перевод М. Скуратова). О богатом колхозном урожае говорит в стихотворении «Урожай» поэт В. Эрен- чин. Простыми словами автор рисует картину уборки урожая. «Не помнят даже старики такого урожая: Стоит стеной, густой стеной пшеница золотая. Плывёт по жёлтой полосе комбайн — корабль степной. Подарок радостный прими, страна родная,— Так говорит наш бригадир, колхозник молодой». (Перевод М. Соболева). Бодрую поэзию колхозного труда пе редаёт написанное сочными красками образное стихотворение JI. Чадамба «Песня косарей». «Молоток по наковальне заплясал — Отбиваю неразлучную косу. Отзывалось в скалах эхо. И со скал Полетело и разбрызгало росу». Тувинский народ никогда не забудет, что принёс счастье свободной жизни и оказывает ему огромную помощь в строи тельстве новой жизни и культуры его старший брат — великий русский народ. Для строительства этой новой жизни, приближающей нас с каждым днём к коммунизму, тувинскому народу, как и всем братским народам Советского Сою за, нужен мир, а не война. Много искренних, хороших стихотво рений посвятили тувинские поэты теме борьбы за мир. В этих стихотворениях они выступают активными борцами за дело мира во всём мире. К лучшим про изведениям, написанным на эту тему,, можно отнести «Голос матери» Ю. Кюн зегеша. Советская литература — это прежде- всего литература мирного труда и сози дания. В стихотворении Ю. Кюнзегеша «Голос матери» простая советская жен щина-мать посылает проклятие войне. Она горячо мечтает о мирной жизни, о том, чтобы с каждым днём поднимались ввысь стройки коммунизма. «Пусть мол нией разразится через моря мой гнев — проклятие войне». Мать ощущает себя воином, стоящим на страже мира: «В священной суровой борьбе — Я на войне против войны, Я воин, желающий мира». Защите мира посвящены взволнован ные стихи Б. Ховенмея («Желание вели ко») и В. Эренчина («Говорит Москва»), Сталинская Конституция согрела сво ими лучами тувинскую землю, и на ней расцвела новая жизнь. Много веков бы ли тувинцы бесправными: иностранные захватчики и местные феодалы жестоко- эксплуатировали тувинский народ, и не было законов, которые бы защищали трудовых аратов. «Но из неволи вывел нас народ Руси в заветный час. Свет Октября и свет Москвы Развеял мрак былой Тувы». (С. Сарыг-оол, перевод М. (Скуратова). Тёплые, задушевные слова любви и благодарности находят в своём сердце тувинские поэты, обращаясь к тому, чьё имя вдохновляет людей на героические подвиги в труде и бою, кто стоит на стра же мира и неустанно думает о счастье народов. Великому другу, учителю и вождю — Иосифу Виссарионовичу Сталину слагают тувинские поэты свои песни и гимны: «Между Саянами и кряжами Танды Века страдали мы от горя и нужды. Но слава Сталину —Туву он вывел к свету1 Теперь мы ожили под крыльями Советов», (С. Сарыг-оол. «Слава Сталину», перевод М. Скуратова). Перед советским поэтом стоят боль шие и ответственные задачи в деле идей ного воспитания народа. Он должен не просто воспевать новое, но и активно бо роться за него во всех областях нашей жизни средствами художественного сло ва, беспощадно бичуя то, что мешает итти вперёд. В советской поэзии не должно быть и следа созерцательности. Несомненны сдвиги и успехи в твор честве tj- винских поэтов. Тувинская поэзия стала более свободна от созерца тельно-бездушного любования вчераш ним днём, от поэтизации и идеализации патриархально-кочевой жизни аратов. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2