Сибирские огни, 1952, № 6

випской поэзии значительно расширился круг тем. Отдельные стихотворения на­ ших поэтов — С. Сарыг-оола, JI. Чадам- ба, Ю. Кюнзегеша переведены на рус­ ский язык и напечатаны в журналах «Огонёк», «Сибирские огни», «Дружба народов». Тема социалистического преобразова­ ния Тувы — одна из основных тем ту­ винской поэзии. Переход от кочевого на оседлый образ жизни, счастливая колхоз­ ная жизнь, стремление к науке, дружба с великим русским народом — всё это находит отражение в творчестве наших поэтов. В бескрайних степях, где раньше можно было видеть лишь караваны верблюдов да табуны коней, теперь ко­ лосится золотая пшеница, весело поют тракторы, важно плывет комбайн, растут новые колхозные посёлки, араты, отка­ завшись от вековых кочевий, переходят в новые светлые дома, где ярко горят электрические лампочки и по радио зву­ чит голос Москвы. «Там, где в горах бегут Балгазик и Барлык, Колхозы выросли, —их славный труд велик. Где мы о пахоте и не слыхали сроду. Колышутся хлеба, как волны в непогоду». (С. Сарыг-оол, перевод М. Скуратова). О богатом колхозном урожае говорит в стихотворении «Урожай» поэт В. Эрен- чин. Простыми словами автор рисует картину уборки урожая. «Не помнят даже старики такого урожая: Стоит стеной, густой стеной пшеница золотая. Плывёт по жёлтой полосе комбайн — корабль степной. Подарок радостный прими, страна родная,— Так говорит наш бригадир, колхозник молодой». (Перевод М. Соболева). Бодрую поэзию колхозного труда пе­ редаёт написанное сочными красками образное стихотворение JI. Чадамба «Песня косарей». «Молоток по наковальне заплясал — Отбиваю неразлучную косу. Отзывалось в скалах эхо. И со скал Полетело и разбрызгало росу». Тувинский народ никогда не забудет, что принёс счастье свободной жизни и оказывает ему огромную помощь в строи­ тельстве новой жизни и культуры его старший брат — великий русский народ. Для строительства этой новой жизни, приближающей нас с каждым днём к коммунизму, тувинскому народу, как и всем братским народам Советского Сою­ за, нужен мир, а не война. Много искренних, хороших стихотво­ рений посвятили тувинские поэты теме борьбы за мир. В этих стихотворениях они выступают активными борцами за дело мира во всём мире. К лучшим про ­ изведениям, написанным на эту тему,, можно отнести «Голос матери» Ю. Кюн­ зегеша. Советская литература — это прежде- всего литература мирного труда и сози­ дания. В стихотворении Ю. Кюнзегеша «Голос матери» простая советская жен­ щина-мать посылает проклятие войне. Она горячо мечтает о мирной жизни, о том, чтобы с каждым днём поднимались ввысь стройки коммунизма. «Пусть мол­ нией разразится через моря мой гнев — проклятие войне». Мать ощущает себя воином, стоящим на страже мира: «В священной суровой борьбе — Я на войне против войны, Я воин, желающий мира». Защите мира посвящены взволнован­ ные стихи Б. Ховенмея («Желание вели ко») и В. Эренчина («Говорит Москва»), Сталинская Конституция согрела сво­ ими лучами тувинскую землю, и на ней расцвела новая жизнь. Много веков бы­ ли тувинцы бесправными: иностранные захватчики и местные феодалы жестоко- эксплуатировали тувинский народ, и не было законов, которые бы защищали трудовых аратов. «Но из неволи вывел нас народ Руси в заветный час. Свет Октября и свет Москвы Развеял мрак былой Тувы». (С. Сарыг-оол, перевод М. (Скуратова). Тёплые, задушевные слова любви и благодарности находят в своём сердце тувинские поэты, обращаясь к тому, чьё имя вдохновляет людей на героические подвиги в труде и бою, кто стоит на стра­ же мира и неустанно думает о счастье народов. Великому другу, учителю и вождю — Иосифу Виссарионовичу Сталину слагают тувинские поэты свои песни и гимны: «Между Саянами и кряжами Танды Века страдали мы от горя и нужды. Но слава Сталину —Туву он вывел к свету1 Теперь мы ожили под крыльями Советов», (С. Сарыг-оол. «Слава Сталину», перевод М. Скуратова). Перед советским поэтом стоят боль­ шие и ответственные задачи в деле идей­ ного воспитания народа. Он должен не просто воспевать новое, но и активно бо­ роться за него во всех областях нашей жизни средствами художественного сло­ ва, беспощадно бичуя то, что мешает итти вперёд. В советской поэзии не должно быть и следа созерцательности. Несомненны сдвиги и успехи в твор­ честве tj- винских поэтов. Тувинская поэзия стала более свободна от созерца­ тельно-бездушного любования вчераш­ ним днём, от поэтизации и идеализации патриархально-кочевой жизни аратов. Но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2