Сибирские огни, 1952, № 6

К р и т и к а и б и б л О. САГАН -ООЛ Советская тувинская литература Тувинская литература родилась сов­ сем недавно. Она возникла в тот период, когда под руководством народно-револю­ ционной партии аратские массы начали решительную борьбу за некапиталисти­ ческое развитие Тувы. До этого времени тувинский народ не имел своей письмен­ ности и литературы, хотя с давних вре­ мён у него существовало устное народ­ ное творчество — сказки, песни, ча­ стушки, пословицы. В тридцатых годах перед молодой Ту­ винской Народной Республикой встала большая задача — осуществить культур­ ную революцию. Эта задача могла быть выполнена только путём обучения арат­ ских масс грамоте. Народно-Революцион­ ная партия обратилась к Советскому пра­ вительству с просьбой оказать помощь в создании тувинской письменности. 27 июня 1930 года была введена дол­ гожданная тувинская национальная пись­ менность. Она и положила начало куль­ турной революции в Туве. Повсеместно— в городе Кызыле, в посёлках, на коче­ вых станах — были открыты школы и кружки грамоты. Трудящиеся араты с неописуемым эн­ тузиазмом принялись за изучение род­ ной письменности. Каждый, кто научил­ ся читать и писать, хотел выразить свою радость и поделиться ею со всем наро­ дом. Так вместе с грамотой в Туве про­ бились первые побеги народной литера­ туры. Возникли новые песни. Появи­ лись первые стихи, переходили из рук в руки длинные письма, написанные в форме народной песни. В них араты пели о радости свободной жизни. В эти годы на страницах газет «Шын» и «Хостуг-арату» появляются первые оригинальные стихи, песни начи­ нающих авторов. Они были незамыслова­ ты по содержанию и во многом грешили против правил стихосложения, но были искренни и правдивы. Араты читали их с большим интересом, ибо за всю свою историю они впервые воочию увидели стихи, написанные на родном тувинском языке. Основной темой стихов этих лет была тяжёлая дореволюционная жизнь трудя­ щихся, особенно женщин, и победа на­ циональной революции, принесшая тру­ дящимся Тувы свободную жизнь. Вот, например, в одном из таких стихотворе­ ний — «У нас свобода, у нас жизнь», автор рассказывает о тяжёлой жизни ту­ винцев, которых раньше называли уни­ зительной кличкой «оборванцы», о том, как бесправные араты стали свобод­ ными. Особое место в произведениях моло­ дых авторов занимала тема победы Вели­ кой Октябрьской социалистической рево­ люции. Их стихи посвящались великим гениям человечества В. И. Ленину, И. В. Сталину. В песне «Очаландан кедилерин» поёт­ ся о том, как Октябрьская революция помогла аратам освободиться от страда­ ний, совершить в стране революцию. Песня призывает тружеников итти защи­ щать свои классовые интересы и завоё­ вывать права на свободную жизнь для всех народов. Авторы этих произведений не имели ни литературного наследия, ни своей ли­ тературной школы. У них не было ни­ какого литературного образования, и по­ этому они примитивно выражали чувство восхищения, неподдельный восторг лю­ дей, которые буквально были ничем и стали всем благодаря Великому Октябрю. Это было начало тувинской письменной литературы, произведения которой от­ кликались на все события, происходив­ шие в стране. А чудесных событий у нас было много. Они совершались ежеднев­ но на радость жителям тёмных юрт. При­ ходил ли к нам в сумоны первый бук­ варь, выезжал ли в целинную степь пер­ вый трактор, вылетал ли из-за снежных гор первый самолёт, — всё это были чу­ десные подарки Великого Октября на­ шему народу. Кроме стихов и песен, появляются в те годы отдельные очерки С. Тока и пер­ вые рассказы. В очерке «Москва май­ ская» С. Тока красочно описывает празд­ ник Первого мая в Москве. Путевые записки «Я был в Каргы» рассказывают

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2