Сибирские огни, 1952, № 6
К р и т и к а и б и б л О. САГАН -ООЛ Советская тувинская литература Тувинская литература родилась сов сем недавно. Она возникла в тот период, когда под руководством народно-револю ционной партии аратские массы начали решительную борьбу за некапиталисти ческое развитие Тувы. До этого времени тувинский народ не имел своей письмен ности и литературы, хотя с давних вре мён у него существовало устное народ ное творчество — сказки, песни, ча стушки, пословицы. В тридцатых годах перед молодой Ту винской Народной Республикой встала большая задача — осуществить культур ную революцию. Эта задача могла быть выполнена только путём обучения арат ских масс грамоте. Народно-Революцион ная партия обратилась к Советскому пра вительству с просьбой оказать помощь в создании тувинской письменности. 27 июня 1930 года была введена дол гожданная тувинская национальная пись менность. Она и положила начало куль турной революции в Туве. Повсеместно— в городе Кызыле, в посёлках, на коче вых станах — были открыты школы и кружки грамоты. Трудящиеся араты с неописуемым эн тузиазмом принялись за изучение род ной письменности. Каждый, кто научил ся читать и писать, хотел выразить свою радость и поделиться ею со всем наро дом. Так вместе с грамотой в Туве про бились первые побеги народной литера туры. Возникли новые песни. Появи лись первые стихи, переходили из рук в руки длинные письма, написанные в форме народной песни. В них араты пели о радости свободной жизни. В эти годы на страницах газет «Шын» и «Хостуг-арату» появляются первые оригинальные стихи, песни начи нающих авторов. Они были незамыслова ты по содержанию и во многом грешили против правил стихосложения, но были искренни и правдивы. Араты читали их с большим интересом, ибо за всю свою историю они впервые воочию увидели стихи, написанные на родном тувинском языке. Основной темой стихов этих лет была тяжёлая дореволюционная жизнь трудя щихся, особенно женщин, и победа на циональной революции, принесшая тру дящимся Тувы свободную жизнь. Вот, например, в одном из таких стихотворе ний — «У нас свобода, у нас жизнь», автор рассказывает о тяжёлой жизни ту винцев, которых раньше называли уни зительной кличкой «оборванцы», о том, как бесправные араты стали свобод ными. Особое место в произведениях моло дых авторов занимала тема победы Вели кой Октябрьской социалистической рево люции. Их стихи посвящались великим гениям человечества В. И. Ленину, И. В. Сталину. В песне «Очаландан кедилерин» поёт ся о том, как Октябрьская революция помогла аратам освободиться от страда ний, совершить в стране революцию. Песня призывает тружеников итти защи щать свои классовые интересы и завоё вывать права на свободную жизнь для всех народов. Авторы этих произведений не имели ни литературного наследия, ни своей ли тературной школы. У них не было ни какого литературного образования, и по этому они примитивно выражали чувство восхищения, неподдельный восторг лю дей, которые буквально были ничем и стали всем благодаря Великому Октябрю. Это было начало тувинской письменной литературы, произведения которой от кликались на все события, происходив шие в стране. А чудесных событий у нас было много. Они совершались ежеднев но на радость жителям тёмных юрт. При ходил ли к нам в сумоны первый бук варь, выезжал ли в целинную степь пер вый трактор, вылетал ли из-за снежных гор первый самолёт, — всё это были чу десные подарки Великого Октября на шему народу. Кроме стихов и песен, появляются в те годы отдельные очерки С. Тока и пер вые рассказы. В очерке «Москва май ская» С. Тока красочно описывает празд ник Первого мая в Москве. Путевые записки «Я был в Каргы» рассказывают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2