Сибирские огни, 1952, № 6
степенных петербургских журналах, сот рудничает в газетах. Нужда заставила студента, бедняка-разночинца работать много и поспешно. Но и первые его про изведения, пусть ещё сырые и незрелые, были наполнены ошеломляющей прав дой о страданиях трудового народа, о диком разгуле произвола и насилия рос сийских стяжателей. Много лет упорно и настойчиво добивался писатель права на внимание больших журналов страны, права на широкую всероссийскую три буну. Только с появлением романа «При- валовские миллионы», над которым пи сатель работал почти десять лет, и суро вого своей безыскусственностью очерка «Бойцы» имя Мамина-Сибиряка стало широко известным читателю. Лучшие прогрессивные журналы страны, в том числе и журнал «Отечественные запис ки», руководимый Салтыковым-Щедри ным, охотно печатают его новые произ ведения. Успех первых крупных и значитель ных произведений талантливого писателя не был случайным. Глубокое и многосто роннее знание жизни России, в частно сти, Урала с его потрясающими контра стами богатства и нищеты, безумной роскоши и неимоверных лишений, могу чее влияние революционно-демократиче ских, освободительных идей Чернышев ского и Добролюбова, Салтыкова-Щед рина и Некрасова, правильное понима ние задач литературы своего времени, как оружия в борьбе с социальной не справедливостью, позволили Мамину- Сибиряку создать правдивые, высокоху дожественные произведения о сложной послереформенной жизни Урала. Дух наживы и хищничества в исполь зовании колоссальных богатств и огром ных производительных сил Урала, — процесс, всегда характерный для капита листического мира, разоблачён и осуж дён писателем в его романах, повестях и рассказах. Все эти Ляховские, Полово- довы, Лаптевы и многие другие дельцы, присосавшиеся к уральским миллионам, добытым трудом народа, готовы во имя денег совершить любое преступление, любую низость. Они продают и покупают заводы и прииски, любовь и долг, совесть и честь. Деньги, золото, страсть к без удержному и безграничному обогащению извращали или убивали все человече ские чувства. «Вечно голодная стая хищ ников, — обобщал писатель в «Прива- ловских миллионах», — справляла свой безобразный шабаш, не желая ничего знать, кроме своей наживы и барыша». С исключительной яркостью показал Ма- мин-Сибиряк развитие капиталистиче ских отношений в России, их существо, обнажил и заклеймил бесстыдную алч ность капиталистов-промышленников и купцов, их растлевающее влияние на ду шу человека, на его общественную жизнь, на семью, науку, искусство. Объективно всё это вызывало и не могло не вызывать в читателе гнева и не нависти к истинным виновникам народ ных бедствий — к защитникам и носите лям самодержавно-полицейского режима. Смелость и самостоятельность общест венной позиции писателя раскрывается ещё более выразительно, если учесть, что в 8 0—90-х годах резко обострились, в стране классовые противоречия. С ростом промышленности интенсив но растут ряды пролетариата, экономи ческий кризис вызывает волну стачек, возникают рабочие организации, то там, то здесь вспыхивают крестьянские вол нения, вызванные разорением деревни, голодом. После убийства царя Александ ра II усиливаются полицейские репрес сии. Наступает пора виселиц, казематов, погромов, черносотенного мракобесия. Закрыты передовые демократические журналы «Дело» и «Отечественные за писки». Среди интеллигенции господст вует примиренческая теория «малых, дел», толстовское «непротивление злу» , пессимизм, мистицизм, неверие, и всё- это сочетается с розовыми сентименталь но-утопическими иллюзиями народников, об особом пути России к социализму че рез крестьянскую общину. Верный мате риалистическим эстетическим принци пам, правдиво отражая стихийный про тест народных масс, Мамин-Сибиряк в своих потрясающих эпопеях показывает, с какой беспощадностью и неизбежностью капитализм захватывает командные вы соты, с какой стремительностью он про никает во все поры русской действи тельности и какими жалкими оказывают ся перед его мощью и теоретики «разум ного капитализма», и практики «малых дел», и зловредные реакционные фанта зии народников, и умиротворяющие, де морализующие религиозно-мистические проповеди толстовцев о вселенском брат стве и т. п. И наряду с этим писатель смело соз даёт захватывающие, полные драматиз ма и гневного напряжения картины ни на минуту не прекращающейся борьбы русского народа за свои попранные пра ва, за свободу и счастье. Народ, несу щий на себе непомерные тяготы жесто чайшей эксплуатации, народ, справед ливо протестующий и нередко восстаю щий против своих угнетателей, русский трудовой народ, великодушный, гуман ный, трудолюбивый и бесстрашный, ста новится главным и любимым героем лучших произведений писателя. Заводские бунтари-одиночки Аверки и Савки, смелые выходцы из народа, изоб ражены Маминым в очерках «Разбойни ки»; крестьянскому движению, руководи мому Пугачёвым, посвящена повесть «Охонины брови»; о рабочих стачках, о забастовке целого заводского округа рас сказано в романе «Три конца». Писатель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2