Сибирские огни, 1952, № 6

степенных петербургских журналах, сот­ рудничает в газетах. Нужда заставила студента, бедняка-разночинца работать много и поспешно. Но и первые его про­ изведения, пусть ещё сырые и незрелые, были наполнены ошеломляющей прав­ дой о страданиях трудового народа, о диком разгуле произвола и насилия рос­ сийских стяжателей. Много лет упорно и настойчиво добивался писатель права на внимание больших журналов страны, права на широкую всероссийскую три­ буну. Только с появлением романа «При- валовские миллионы», над которым пи­ сатель работал почти десять лет, и суро­ вого своей безыскусственностью очерка «Бойцы» имя Мамина-Сибиряка стало широко известным читателю. Лучшие прогрессивные журналы страны, в том числе и журнал «Отечественные запис­ ки», руководимый Салтыковым-Щедри­ ным, охотно печатают его новые произ­ ведения. Успех первых крупных и значитель­ ных произведений талантливого писателя не был случайным. Глубокое и многосто­ роннее знание жизни России, в частно­ сти, Урала с его потрясающими контра­ стами богатства и нищеты, безумной роскоши и неимоверных лишений, могу­ чее влияние революционно-демократиче­ ских, освободительных идей Чернышев­ ского и Добролюбова, Салтыкова-Щед­ рина и Некрасова, правильное понима­ ние задач литературы своего времени, как оружия в борьбе с социальной не­ справедливостью, позволили Мамину- Сибиряку создать правдивые, высокоху­ дожественные произведения о сложной послереформенной жизни Урала. Дух наживы и хищничества в исполь­ зовании колоссальных богатств и огром­ ных производительных сил Урала, — процесс, всегда характерный для капита­ листического мира, разоблачён и осуж­ дён писателем в его романах, повестях и рассказах. Все эти Ляховские, Полово- довы, Лаптевы и многие другие дельцы, присосавшиеся к уральским миллионам, добытым трудом народа, готовы во имя денег совершить любое преступление, любую низость. Они продают и покупают заводы и прииски, любовь и долг, совесть и честь. Деньги, золото, страсть к без­ удержному и безграничному обогащению извращали или убивали все человече­ ские чувства. «Вечно голодная стая хищ­ ников, — обобщал писатель в «Прива- ловских миллионах», — справляла свой безобразный шабаш, не желая ничего знать, кроме своей наживы и барыша». С исключительной яркостью показал Ма- мин-Сибиряк развитие капиталистиче­ ских отношений в России, их существо, обнажил и заклеймил бесстыдную алч­ ность капиталистов-промышленников и купцов, их растлевающее влияние на ду­ шу человека, на его общественную жизнь, на семью, науку, искусство. Объективно всё это вызывало и не могло не вызывать в читателе гнева и не­ нависти к истинным виновникам народ­ ных бедствий — к защитникам и носите­ лям самодержавно-полицейского режима. Смелость и самостоятельность общест­ венной позиции писателя раскрывается ещё более выразительно, если учесть, что в 8 0—90-х годах резко обострились, в стране классовые противоречия. С ростом промышленности интенсив­ но растут ряды пролетариата, экономи­ ческий кризис вызывает волну стачек, возникают рабочие организации, то там, то здесь вспыхивают крестьянские вол­ нения, вызванные разорением деревни, голодом. После убийства царя Александ­ ра II усиливаются полицейские репрес­ сии. Наступает пора виселиц, казематов, погромов, черносотенного мракобесия. Закрыты передовые демократические журналы «Дело» и «Отечественные за­ писки». Среди интеллигенции господст­ вует примиренческая теория «малых, дел», толстовское «непротивление злу» , пессимизм, мистицизм, неверие, и всё- это сочетается с розовыми сентименталь­ но-утопическими иллюзиями народников, об особом пути России к социализму че­ рез крестьянскую общину. Верный мате­ риалистическим эстетическим принци­ пам, правдиво отражая стихийный про­ тест народных масс, Мамин-Сибиряк в своих потрясающих эпопеях показывает, с какой беспощадностью и неизбежностью капитализм захватывает командные вы­ соты, с какой стремительностью он про­ никает во все поры русской действи­ тельности и какими жалкими оказывают­ ся перед его мощью и теоретики «разум­ ного капитализма», и практики «малых дел», и зловредные реакционные фанта­ зии народников, и умиротворяющие, де­ морализующие религиозно-мистические проповеди толстовцев о вселенском брат­ стве и т. п. И наряду с этим писатель смело соз­ даёт захватывающие, полные драматиз­ ма и гневного напряжения картины ни на минуту не прекращающейся борьбы русского народа за свои попранные пра­ ва, за свободу и счастье. Народ, несу­ щий на себе непомерные тяготы жесто­ чайшей эксплуатации, народ, справед­ ливо протестующий и нередко восстаю­ щий против своих угнетателей, русский трудовой народ, великодушный, гуман­ ный, трудолюбивый и бесстрашный, ста­ новится главным и любимым героем лучших произведений писателя. Заводские бунтари-одиночки Аверки и Савки, смелые выходцы из народа, изоб­ ражены Маминым в очерках «Разбойни­ ки»; крестьянскому движению, руководи­ мому Пугачёвым, посвящена повесть «Охонины брови»; о рабочих стачках, о забастовке целого заводского округа рас­ сказано в романе «Три конца». Писатель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2