Сибирские огни, 1952, № 6

Торопливо, как и всё, что он делал, завхоз свернул самокрутку и затянулся. Целищев закашлялся. — Что, забирает? — обрадовался Па­ нов. — Таёжная махорочка. Медведи, и те чихают от неё! Ну, вот, — продолжал он, как ни в чём не бывало', — взяла ме­ ня досада: поднялся я до Ванавары, за ­ шёл в райисполком. Слышно, говорю, теплоходы в этом году выше Байкита пойдут... Как же это они без меня?.. Так вот и попал к вам... Нужно сказать, что работники Вана- варского района сделали всё возможное, чтобы облегчить рейс экспедиции. Начи­ ная с Байкита, на всём пути следования в определённые пункты были заброшены группы илимщиков, которым вменялось в обязанность заводить на берег концы в случае, если теплоходы не смогут под­ няться на пороги собственной тягой. А порогов от Байкита до Ванавары остава­ лось три, не считая шивер, быстротоков и перекатов. Недаром Крылов предупре­ ждал капитанов, что основные трудно­ сти — впереди. ...В полдень суда вышли из Байкита и к ночи поднялись на подступы к пер­ вому, Мирюгинскому порогу, где и зано­ чевали. Здесь теплоходов дожидалась первая партия илимщиков. Речники и таёжные жители беззлобно поддразнива­ ли друг друга. — Продаю билеты до Ванавары, — острил Петруша. — Илимщикам, как пострадавшим, скидка! Бородатые таёжники не оставались в Долгу: — На месте рассчитаемся. Поглядим ещё, с кого будет причитаться! Мы и лямки захватили: неровён час, не вы нас, а мы вас на своём горбе повезём. Попытка команды «Якутии» взять порог с разбега едва не закончилась ка­ тастрофой. Теплоход правым бортом за­ дел за камень. Пришлось возвратиться обратно и устранять течь, на что ушло не меньше суток. Не более удачной оказалась и попытка команды «Чувашии». В нос теплохода ударила сильная встречная волна. Когда судно приблизилось к водопаду, располо­ женному в центре порога, оно оконча­ тельно потеряло скорость и «забуксо­ вало». — Вон она, борозда, справа между камнями, — надрывался лоцман Сизых, стараясь перекричать шум водопада. — Влево не сваливайся, там — плита. Вишь какие буруны! Не робей, ширина хода — пятнадцать метров! — Ясно! Держать прямее! — кричал в ухо рулевому капитан Жданов. Но всё было напрасно. Держать теп­ лоход на курсе оказалось невозможным. Течение и волны швыряли судно из сто­ роны в сторону. Пробившись с полчаса, Жданов подал команду, отступить. Сбавив ход, реч­ ной корабль начал спускаться обратно* под порог. Под первым Сливом высадили на бе­ рег илимщиков и часть Команды, размо­ тали бухту пенькового троса и завезли конец. Люди впряглись в трос, но он на­ тянулся и лопнул. Теплоход потащило назад, а люди на берегу кубарем пока­ тились в разные стороны. Тогда завезли два троса с тем, чтобы закрепить их выше слива. Однако носо­ вой трос снова лопнул; и пришлось всё- начинать сначала. Моросил мелкий, удручающий дождь. Илимщики и матросы скользили по мок­ рой гальке и падали. Каждый из тепло­ ходов пришлось поднимать в несколько приёмов. Когда Мирюгинский порог был благо­ получно пройдён всеми тремя теплохода­ ми, лоцман Сизых сказал Жданову: — Да-a, вот это артель! Сразу ви­ дать, что ребята нынче на себя работа­ ют. Не на купца, как бывало. Следующие пороги — Панолинский в< Чамбинский дались ещё труднее. В пер­ вом из них непрерывно рвались тросы,, не выдерживали нагрузки и ручные бра­ шпили, выходила из строя муфта сцеп­ ления. Теплоходы приходилось по очере­ ди частично разгружать, чтобы снизить осадку. Всё это отнимало много сил, а главное, много времени: создавалась уг­ роза, что вода спадёт и уровня её не хва­ тит на обратный путь. В том же Панолинском пороге экипа­ жи столкнулись и с другой своеобразной трудностью: тупоносые шлюпки то и де­ ло опрокидывало на стремнине, и люди вываливались за борт. Это стало на­ столько обычным явлением, что команда «человек за бортом!» уже не подавалась, а гудки речных кораблей перестали да­ вать положенные три коротких тревож­ ных сигнала. Командиры судов выделили- специальную «спасательную» команду, которая вылавливала из воды людей к опрокинутые шлюпки. На берегу разве­ ли костёр, возле которого можно было наскоро посушиться. Но упорство речников не знало преде­ ла. Рулевой, комсомолец Саша Непомня­ щий, работая намётчиком, простоял бес­ сменно две вахты подряд и никому не- напомнил, что пора бы его сменить. Про­ тёрлись рукавицы и многие до крови натрудили руки. Однако никто не жало­ вался. Когда окончательно выяснилось, что шлюпкам не под силу завести конец на берег, опять помогла русская смекалка. Теперь даже никто не может вспомнить,, кому первому пришёл в голову новый способ. Но за него ухватились все. Было решено спускать с верхнего слива поро­ га на стальном тросе навстречу судам каравана илимку. На илимку подавали пеньковый конец, к которому прикреп­ лялся другой трос. Затем судёнышке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2