Сибирские огни, 1952, № 6
Торопливо, как и всё, что он делал, завхоз свернул самокрутку и затянулся. Целищев закашлялся. — Что, забирает? — обрадовался Па нов. — Таёжная махорочка. Медведи, и те чихают от неё! Ну, вот, — продолжал он, как ни в чём не бывало', — взяла ме ня досада: поднялся я до Ванавары, за шёл в райисполком. Слышно, говорю, теплоходы в этом году выше Байкита пойдут... Как же это они без меня?.. Так вот и попал к вам... Нужно сказать, что работники Вана- варского района сделали всё возможное, чтобы облегчить рейс экспедиции. Начи ная с Байкита, на всём пути следования в определённые пункты были заброшены группы илимщиков, которым вменялось в обязанность заводить на берег концы в случае, если теплоходы не смогут под няться на пороги собственной тягой. А порогов от Байкита до Ванавары остава лось три, не считая шивер, быстротоков и перекатов. Недаром Крылов предупре ждал капитанов, что основные трудно сти — впереди. ...В полдень суда вышли из Байкита и к ночи поднялись на подступы к пер вому, Мирюгинскому порогу, где и зано чевали. Здесь теплоходов дожидалась первая партия илимщиков. Речники и таёжные жители беззлобно поддразнива ли друг друга. — Продаю билеты до Ванавары, — острил Петруша. — Илимщикам, как пострадавшим, скидка! Бородатые таёжники не оставались в Долгу: — На месте рассчитаемся. Поглядим ещё, с кого будет причитаться! Мы и лямки захватили: неровён час, не вы нас, а мы вас на своём горбе повезём. Попытка команды «Якутии» взять порог с разбега едва не закончилась ка тастрофой. Теплоход правым бортом за дел за камень. Пришлось возвратиться обратно и устранять течь, на что ушло не меньше суток. Не более удачной оказалась и попытка команды «Чувашии». В нос теплохода ударила сильная встречная волна. Когда судно приблизилось к водопаду, располо женному в центре порога, оно оконча тельно потеряло скорость и «забуксо вало». — Вон она, борозда, справа между камнями, — надрывался лоцман Сизых, стараясь перекричать шум водопада. — Влево не сваливайся, там — плита. Вишь какие буруны! Не робей, ширина хода — пятнадцать метров! — Ясно! Держать прямее! — кричал в ухо рулевому капитан Жданов. Но всё было напрасно. Держать теп лоход на курсе оказалось невозможным. Течение и волны швыряли судно из сто роны в сторону. Пробившись с полчаса, Жданов подал команду, отступить. Сбавив ход, реч ной корабль начал спускаться обратно* под порог. Под первым Сливом высадили на бе рег илимщиков и часть Команды, размо тали бухту пенькового троса и завезли конец. Люди впряглись в трос, но он на тянулся и лопнул. Теплоход потащило назад, а люди на берегу кубарем пока тились в разные стороны. Тогда завезли два троса с тем, чтобы закрепить их выше слива. Однако носо вой трос снова лопнул; и пришлось всё- начинать сначала. Моросил мелкий, удручающий дождь. Илимщики и матросы скользили по мок рой гальке и падали. Каждый из тепло ходов пришлось поднимать в несколько приёмов. Когда Мирюгинский порог был благо получно пройдён всеми тремя теплохода ми, лоцман Сизых сказал Жданову: — Да-a, вот это артель! Сразу ви дать, что ребята нынче на себя работа ют. Не на купца, как бывало. Следующие пороги — Панолинский в< Чамбинский дались ещё труднее. В пер вом из них непрерывно рвались тросы,, не выдерживали нагрузки и ручные бра шпили, выходила из строя муфта сцеп ления. Теплоходы приходилось по очере ди частично разгружать, чтобы снизить осадку. Всё это отнимало много сил, а главное, много времени: создавалась уг роза, что вода спадёт и уровня её не хва тит на обратный путь. В том же Панолинском пороге экипа жи столкнулись и с другой своеобразной трудностью: тупоносые шлюпки то и де ло опрокидывало на стремнине, и люди вываливались за борт. Это стало на столько обычным явлением, что команда «человек за бортом!» уже не подавалась, а гудки речных кораблей перестали да вать положенные три коротких тревож ных сигнала. Командиры судов выделили- специальную «спасательную» команду, которая вылавливала из воды людей к опрокинутые шлюпки. На берегу разве ли костёр, возле которого можно было наскоро посушиться. Но упорство речников не знало преде ла. Рулевой, комсомолец Саша Непомня щий, работая намётчиком, простоял бес сменно две вахты подряд и никому не- напомнил, что пора бы его сменить. Про тёрлись рукавицы и многие до крови натрудили руки. Однако никто не жало вался. Когда окончательно выяснилось, что шлюпкам не под силу завести конец на берег, опять помогла русская смекалка. Теперь даже никто не может вспомнить,, кому первому пришёл в голову новый способ. Но за него ухватились все. Было решено спускать с верхнего слива поро га на стальном тросе навстречу судам каравана илимку. На илимку подавали пеньковый конец, к которому прикреп лялся другой трос. Затем судёнышке
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2