Сибирские огни, 1952, № 6
лоцман Сизых,— неровён час, напорем ся! Теплоходы делают последнее усилие. Для неопытного глаза движение их неза метно, но капитан Крылов, «состворив» на берегу два отдельно стоящих дерева, заметил, как «створ» этот постепенно расходится. Наконец, суда вырвались из слива и пошли быстрее. Подпорожек пройден! Глянув на часы, капитан «Якутии» Целищев только ахнул: переход через шиверу отнял почти два часа... А дальше — Большой Порог. Это — самое серьёзное препятствие на всём течении Подкаменной Тунгуски. Медленно, очень медленно движутся вперёд теплоходы. «Якутия» сидит так глубоко, что нос её всё время зарывает ся в воду. С кормы «Олега Кошевого» кажется, что вот-вот весь корпус судна накроет особенно высокой волной и «Якутия» навсегда скроется из глаз. Опасения эти не напрасны: через вен тиляторы машинного отделения в тепло ход уже начинает проникать вода. Капитан Целищев медленно обводит взглядом промокших до нитки людей, собравшихся на палубе, и подаёт корот кую команду. Два комсомольца стреми тельно бросаются вниз, чтобы прекратить доступ воды в машинное отделение. Людям даже некогда взглянуть на ок ружающий ландшафт. А он изумитель но живописен. Правый берег высок и крут. Утёсы словно выстроились здесь длинной шеренгой вдоль всего порога. На тёмном камне — ни дерева, ни ку стика. Зато левый берег лесист и кра сочен. Он весь изрезан миниатюрными фиордами. Покрытые валунами косы глубоко врезаются в бурлящую воду. Теплоходы бредут по порогу ощупью, как слепые. Неутомимо работают на- мётчики, метр за метром прощупывая каменистое дно. Суда переваливаются от берега к берегу, следуя за капризны ми извилинами фарватера. Они движут ся то медленее, то быстрее, иногда вов се останавливаются на месте. Рулевые у штурвалов обливаются потом. Лоцман Сизых время от времени бросает сквозь зубы: — Право! Ещё право! Стоп, так дер жать! Кормой не заваливайся! Некоторые сливы приходится брать в несколько приёмов. Но упорство судовых команд, опыт и находчивость судоводи телей оказались сильнее неорганизован ной стихии. И вот громкое «ура» перека тывается с «Кошевого» на «Якутию». Дружный хор молодых голосов пере крывает рёв водяного потока. Послед ний слив пройдён. Большой Порог — позади. И снова — в который уже раз — ме няется облик реки: тёмнозелёным бар хатом отливают лесистые склоны, рёв порога постепенно затихает. Над Подка менной Тунгуской стоит первозданная тишина. «Якутия» продолжает свой путь вверх по течению. «Кошевой» воз вращается за остальными судами. Следующий порог — Мучной — хотя и меньше Большого по длине, но сильнее по скорости течения. Как-то здесь, одна за другой, разбилось несколько лодок, груженных мукой: весь район выше по рога на целый год остался без хлеба. С тех пор порог и стал называться Мучным. Через это препятствие «Кошевой» с хода провёл «Карелию», затем «Чува шию» и «Якутию», и все три теплохода встали на сутки у фактории Полигус, чтобы привести в порядок материальную часть и дать командам хоть небольшой отдых. Кстати, на этой фактории нужно было снять и часть груза. За Полигусом река втягивается в ка менистое ущелье. Участок сплошных по рогов тянется здесь больше чем на де сять километров и состоит из трёх обо собленных скалистых нагромождений, носящих образные названия — Дедушка. Бабушка, Горлышко. Около Дедушки — высокого утёса, об точенного ветрами, — Подкаменной Тун гуске удалось промыть себе в горном кряже лишь узкий проход, шириной в несколько десятков метров. Скалистый коридор весь окаймлён горными верши нами, среди которых отчётливо выделя ется фигура деда с трубкой в зубах. Природа довела сходство до совершен ства: в бинокль можно разглядеть даже глубокие морщины на лбу деда, небри тую щетину бороды. Кажется, вот-вот дед глубоко затянется и над каменной трубкой покажется шапка дыма. А вот и бабушка с внучкой на руках.- Ни с чем больше нельзя сравнить очер тания природного изваяния. Бабушка сильно горбится, с трудом удерживая на руках каменную внучку, величиною с добрый теплоход. Кажется, старуха че рез минуту-две уронит её прямо на палубу поднимающегося через порог судна. Один за другим следуют перед глаза ми речников фантастические силуэты гигантских скульптур: зубчатые башни средневекового замка, полузатонувшая шхуна, медведь, ставший на задние ла пы. Далее в высокой стене недостроен ного здания вырублено большое четы рёхугольное окно совершенно правиль ной формы. В окно хорошо видно голу бое небо. Чем дальше, тем всё теснее и теснее сходятся горы, оставляя почти незаметный проход. Суда словно заходят в тупик. И вдруг ущелье расширяется. Это значит, что пройдено и Гор лышко. Учитывая относительную слабость дви гателей «Якутии» и желая сэкономить время, капитан Крылов, взяв «Коше вым» на буксир «Чувашию», приказал капитану Жданову подчалить к ним и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2