Сибирские огни, 1952, № 6

лоцман Сизых,— неровён час, напорем­ ся! Теплоходы делают последнее усилие. Для неопытного глаза движение их неза­ метно, но капитан Крылов, «состворив» на берегу два отдельно стоящих дерева, заметил, как «створ» этот постепенно расходится. Наконец, суда вырвались из слива и пошли быстрее. Подпорожек пройден! Глянув на часы, капитан «Якутии» Целищев только ахнул: переход через шиверу отнял почти два часа... А дальше — Большой Порог. Это — самое серьёзное препятствие на всём течении Подкаменной Тунгуски. Медленно, очень медленно движутся вперёд теплоходы. «Якутия» сидит так глубоко, что нос её всё время зарывает­ ся в воду. С кормы «Олега Кошевого» кажется, что вот-вот весь корпус судна накроет особенно высокой волной и «Якутия» навсегда скроется из глаз. Опасения эти не напрасны: через вен­ тиляторы машинного отделения в тепло­ ход уже начинает проникать вода. Капитан Целищев медленно обводит взглядом промокших до нитки людей, собравшихся на палубе, и подаёт корот­ кую команду. Два комсомольца стреми­ тельно бросаются вниз, чтобы прекратить доступ воды в машинное отделение. Людям даже некогда взглянуть на ок­ ружающий ландшафт. А он изумитель­ но живописен. Правый берег высок и крут. Утёсы словно выстроились здесь длинной шеренгой вдоль всего порога. На тёмном камне — ни дерева, ни ку­ стика. Зато левый берег лесист и кра­ сочен. Он весь изрезан миниатюрными фиордами. Покрытые валунами косы глубоко врезаются в бурлящую воду. Теплоходы бредут по порогу ощупью, как слепые. Неутомимо работают на- мётчики, метр за метром прощупывая каменистое дно. Суда переваливаются от берега к берегу, следуя за капризны­ ми извилинами фарватера. Они движут­ ся то медленее, то быстрее, иногда вов­ се останавливаются на месте. Рулевые у штурвалов обливаются потом. Лоцман Сизых время от времени бросает сквозь зубы: — Право! Ещё право! Стоп, так дер­ жать! Кормой не заваливайся! Некоторые сливы приходится брать в несколько приёмов. Но упорство судовых команд, опыт и находчивость судоводи­ телей оказались сильнее неорганизован­ ной стихии. И вот громкое «ура» перека­ тывается с «Кошевого» на «Якутию». Дружный хор молодых голосов пере­ крывает рёв водяного потока. Послед­ ний слив пройдён. Большой Порог — позади. И снова — в который уже раз — ме­ няется облик реки: тёмнозелёным бар­ хатом отливают лесистые склоны, рёв порога постепенно затихает. Над Подка­ менной Тунгуской стоит первозданная тишина. «Якутия» продолжает свой путь вверх по течению. «Кошевой» воз­ вращается за остальными судами. Следующий порог — Мучной — хотя и меньше Большого по длине, но сильнее по скорости течения. Как-то здесь, одна за другой, разбилось несколько лодок, груженных мукой: весь район выше по­ рога на целый год остался без хлеба. С тех пор порог и стал называться Мучным. Через это препятствие «Кошевой» с хода провёл «Карелию», затем «Чува­ шию» и «Якутию», и все три теплохода встали на сутки у фактории Полигус, чтобы привести в порядок материальную часть и дать командам хоть небольшой отдых. Кстати, на этой фактории нужно было снять и часть груза. За Полигусом река втягивается в ка­ менистое ущелье. Участок сплошных по­ рогов тянется здесь больше чем на де­ сять километров и состоит из трёх обо­ собленных скалистых нагромождений, носящих образные названия — Дедушка. Бабушка, Горлышко. Около Дедушки — высокого утёса, об­ точенного ветрами, — Подкаменной Тун­ гуске удалось промыть себе в горном кряже лишь узкий проход, шириной в несколько десятков метров. Скалистый коридор весь окаймлён горными верши­ нами, среди которых отчётливо выделя­ ется фигура деда с трубкой в зубах. Природа довела сходство до совершен­ ства: в бинокль можно разглядеть даже глубокие морщины на лбу деда, небри­ тую щетину бороды. Кажется, вот-вот дед глубоко затянется и над каменной трубкой покажется шапка дыма. А вот и бабушка с внучкой на руках.- Ни с чем больше нельзя сравнить очер­ тания природного изваяния. Бабушка сильно горбится, с трудом удерживая на руках каменную внучку, величиною с добрый теплоход. Кажется, старуха че­ рез минуту-две уронит её прямо на палубу поднимающегося через порог судна. Один за другим следуют перед глаза­ ми речников фантастические силуэты гигантских скульптур: зубчатые башни средневекового замка, полузатонувшая шхуна, медведь, ставший на задние ла­ пы. Далее в высокой стене недостроен­ ного здания вырублено большое четы­ рёхугольное окно совершенно правиль­ ной формы. В окно хорошо видно голу­ бое небо. Чем дальше, тем всё теснее и теснее сходятся горы, оставляя почти незаметный проход. Суда словно заходят в тупик. И вдруг ущелье расширяется. Это значит, что пройдено и Гор­ лышко. Учитывая относительную слабость дви­ гателей «Якутии» и желая сэкономить время, капитан Крылов, взяв «Коше­ вым» на буксир «Чувашию», приказал капитану Жданову подчалить к ним и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2