Сибирские огни, 1952, № 6

этих местах лоцман, таёжный следопыт и охотник Андрей Сизых. Когда лодку вынесло в тиховод, лоц­ ман встал. Как сказочный богатырь возвышался он теперь над рекой, на фо­ не кипящих бурунов. Гребцы подняли вёсла, и лодка ткнулась в берег. Но прибывшие не спешили к теплоходам. Повернувшись к ним спиной, заслоняясь ладонями от солнца, вынырнувшего из густых таёжных зарослей, они зорко вглядывались в только что пройдённый ими порог, точно ожидая кого-то... Действительно, вскоре показалась и вторая лодка. Её швыряло, как щепку, кренило с борта на борт, накрывало вол­ ной. Затаив дыхание, следили команды речных кораблей за гребцами. Но очень скоро и вторая лодка благо­ получно выбросилась носом на берег, рядом с первой. Это прибыла гидрогра­ фическая партия инженера Глазера, спу­ скавшаяся навстречу теплоходам от са­ мой Ванавары. Вместе с нею отправился встречать долгожданные грузы и секре­ тарь райкома партии Кочетков. Послушать доклад гидрографической партии собрались на палубе «Чувашии». Докладывал инженер Владимир Юрье­ вич Глазер, который провёл в верховьях Подкаменной Тунгуски всю зиму, подго­ товляя ванаварский поход. Не раз проле­ тал он над рекой, занося в эскизы изви­ лины её течения. А как только тронулся лёд, Глазер вслед за ним прошёл на гребной лодке со своими спутниками — местными жителями — восемьсот кило­ метров вниз по течению, расставляя пу­ тевую обстановку. Молча слушали речники захватываю­ щий рассказ, изредка прерывая его рас­ спросами. Пройдя первые шиверы и по­ роги, они особенно отчётливо представ­ ляли себе, с какими огромными трудно­ стями была связана работа бесстрашной гидрографической партии. Только капитан-наставник Крылов по­ качал головой: — Поглядим, что осталось от вашей обстановки... Инженер Глазер развёл руками. — Мы сделали, что могли, Евгений Константинович, а там ... видно будет. — Конечно, вы — молодцы,— продол­ жал капитан. — Даже если обстановку снесло, а показатели глубин смыло, лоц- манская-то карта останется? Она в буду­ щем не раз пригодится! — Карта-то останется, — подтвердил несколько обескураженный Глазер. Как показали дальнейшие события, опыт не обманул Крылова. Упрямая река буквально за спиной спускавшейся по её течению гидрографической партии бешено расправлялась с только что по­ ставленными знаками пловучей обстанов­ ки. Поднявшаяся вода смыла большую часть показателей глубин, нанесённых на, казалось бы, недосягаемой высоте. Тем не менее работа гидрографической партии немало способствовала успеху ванаварского похода, а тем более успе­ хам судоходства на будущее время... Кто-то из присутствующих на совеща­ нии молодых штурманов вздохнул. — Когда же, — спросил он, — взор^- вём мы эти проклятые камни, чтобы мож­ но было плавать без помех, по-человече­ ски? Капитан-наставник строго взглянул на него из-под насупленных бровей. — Не с того конца берёшься, — заме­ тил он. И объяснил, что каменные пре­ грады в руслах сибирских рек, много­ водных, с резкими сезонными колебани­ ями уровня, играют в судоходстве и по­ ложительную роль: они служат естест­ венными запрудами, регулирующими' горизонт воды, создают на отдельных участках водные резервы. Взорвать по­ роги, вообще говоря, не так уж сложно, но это будет целесообразно лишь в ком­ плексе с другими гидротехническими ме­ роприятиями — сооружением плотин и созданием мощных водохранилищ, кото­ рые обеспечат гарантийные глубины су­ дового хода. — А когда плотины поднимут уро­ вень Воды, — закончил свою речь Евге­ ний Константинович, — то и большая часть порогов мешать не будет и рвать немного придётся: камни, которых мы сейчас так остерегаемся, останутся глу­ боко под килем. Дружелюбно улыбнувшись смущённо­ му штурману, капитан-наставник заме­ тил: — Московское море — это только цве­ точки. Ягодки — впереди... Я-то, может быть, всего этого не увижу, а тебе, брат, и по Енисейским морям придёмся попла­ вать! Обсудив все детали предстоящего маршрута, участники экспедиции двину­ лись дальше. С «Олега Кошевого» на «Якутию» подали толстый буксирный трОс, Оба теплохода снялись с якорей й направились вверх по реке. На первых порах всё шло благополуч­ но, но вскоре же движение судов стало замедляться. Давно уже двигатели рабо­ тали на форсированных оборотах, в ма­ шинных отделениях механики впились глазами в приборы. На капитанский мо­ стик поступило донесение: — На пределе! Как струна натянулся буксирный трос, но теплоходы застыли на месте. Мощ­ ность, развиваемая их машинами, по­ глощалась силой встречного потока. Капитан Крылов, посоветовавшись с лоцманами, решил поджаться ближе к правому берегу. Хоть там и мелко, но и на глаз можно определить, что течение медленнее. Намётчики берутся за футштоки. То и дело раздаются выкрики матросов. — Правее нельзя, — предупреждает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2