Сибирские огни, 1952, № 6
этих местах лоцман, таёжный следопыт и охотник Андрей Сизых. Когда лодку вынесло в тиховод, лоц ман встал. Как сказочный богатырь возвышался он теперь над рекой, на фо не кипящих бурунов. Гребцы подняли вёсла, и лодка ткнулась в берег. Но прибывшие не спешили к теплоходам. Повернувшись к ним спиной, заслоняясь ладонями от солнца, вынырнувшего из густых таёжных зарослей, они зорко вглядывались в только что пройдённый ими порог, точно ожидая кого-то... Действительно, вскоре показалась и вторая лодка. Её швыряло, как щепку, кренило с борта на борт, накрывало вол ной. Затаив дыхание, следили команды речных кораблей за гребцами. Но очень скоро и вторая лодка благо получно выбросилась носом на берег, рядом с первой. Это прибыла гидрогра фическая партия инженера Глазера, спу скавшаяся навстречу теплоходам от са мой Ванавары. Вместе с нею отправился встречать долгожданные грузы и секре тарь райкома партии Кочетков. Послушать доклад гидрографической партии собрались на палубе «Чувашии». Докладывал инженер Владимир Юрье вич Глазер, который провёл в верховьях Подкаменной Тунгуски всю зиму, подго товляя ванаварский поход. Не раз проле тал он над рекой, занося в эскизы изви лины её течения. А как только тронулся лёд, Глазер вслед за ним прошёл на гребной лодке со своими спутниками — местными жителями — восемьсот кило метров вниз по течению, расставляя пу тевую обстановку. Молча слушали речники захватываю щий рассказ, изредка прерывая его рас спросами. Пройдя первые шиверы и по роги, они особенно отчётливо представ ляли себе, с какими огромными трудно стями была связана работа бесстрашной гидрографической партии. Только капитан-наставник Крылов по качал головой: — Поглядим, что осталось от вашей обстановки... Инженер Глазер развёл руками. — Мы сделали, что могли, Евгений Константинович, а там ... видно будет. — Конечно, вы — молодцы,— продол жал капитан. — Даже если обстановку снесло, а показатели глубин смыло, лоц- манская-то карта останется? Она в буду щем не раз пригодится! — Карта-то останется, — подтвердил несколько обескураженный Глазер. Как показали дальнейшие события, опыт не обманул Крылова. Упрямая река буквально за спиной спускавшейся по её течению гидрографической партии бешено расправлялась с только что по ставленными знаками пловучей обстанов ки. Поднявшаяся вода смыла большую часть показателей глубин, нанесённых на, казалось бы, недосягаемой высоте. Тем не менее работа гидрографической партии немало способствовала успеху ванаварского похода, а тем более успе хам судоходства на будущее время... Кто-то из присутствующих на совеща нии молодых штурманов вздохнул. — Когда же, — спросил он, — взор^- вём мы эти проклятые камни, чтобы мож но было плавать без помех, по-человече ски? Капитан-наставник строго взглянул на него из-под насупленных бровей. — Не с того конца берёшься, — заме тил он. И объяснил, что каменные пре грады в руслах сибирских рек, много водных, с резкими сезонными колебани ями уровня, играют в судоходстве и по ложительную роль: они служат естест венными запрудами, регулирующими' горизонт воды, создают на отдельных участках водные резервы. Взорвать по роги, вообще говоря, не так уж сложно, но это будет целесообразно лишь в ком плексе с другими гидротехническими ме роприятиями — сооружением плотин и созданием мощных водохранилищ, кото рые обеспечат гарантийные глубины су дового хода. — А когда плотины поднимут уро вень Воды, — закончил свою речь Евге ний Константинович, — то и большая часть порогов мешать не будет и рвать немного придётся: камни, которых мы сейчас так остерегаемся, останутся глу боко под килем. Дружелюбно улыбнувшись смущённо му штурману, капитан-наставник заме тил: — Московское море — это только цве точки. Ягодки — впереди... Я-то, может быть, всего этого не увижу, а тебе, брат, и по Енисейским морям придёмся попла вать! Обсудив все детали предстоящего маршрута, участники экспедиции двину лись дальше. С «Олега Кошевого» на «Якутию» подали толстый буксирный трОс, Оба теплохода снялись с якорей й направились вверх по реке. На первых порах всё шло благополуч но, но вскоре же движение судов стало замедляться. Давно уже двигатели рабо тали на форсированных оборотах, в ма шинных отделениях механики впились глазами в приборы. На капитанский мо стик поступило донесение: — На пределе! Как струна натянулся буксирный трос, но теплоходы застыли на месте. Мощ ность, развиваемая их машинами, по глощалась силой встречного потока. Капитан Крылов, посоветовавшись с лоцманами, решил поджаться ближе к правому берегу. Хоть там и мелко, но и на глаз можно определить, что течение медленнее. Намётчики берутся за футштоки. То и дело раздаются выкрики матросов. — Правее нельзя, — предупреждает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2