Сибирские огни, 1952, № 6

но то и дело сносило вниз. Не раз и не два кидалась «Якутия» в атаку на встречное течение. Но все попытки ока­ зались безуспешными. После трёхчасо­ вой борьбы со стихией пришлось отсту­ пить. Только подошедший буксир «Олег Кошевой» протащил корабль через зло­ получное ущелье. Дальше течение, реки снова стало спо­ койнее. Подошли к фактории Кузьмовка на Подкаменной Тунгуске. Здесь участок старшины Жени Ива­ нова заканчивался. Все его бакены и ве­ хи были благополучно развезены по по­ стам, и комсомолец стал было прощать­ ся с командой «Якутии». Тут-то и вы­ яснилось, на что рассчитывал капитан Целищев. Он обратился к комсомольской совести старшины и легко уговорил его провести теплоход дальше. Кузьмовку проходили не останавлива­ ясь. От высокого берега, затопленного водой, отделилась крошечная лодчонка. Румяная девушка в ватной фуфайке и лыжных брюках, ловко ухватившись за багор, протянутый вахтенным матросом, подтянулась к борту «Якутии» и пере­ дала последние данные по глубинам Майгуйской шиверы и Вельминского по­ рога. Капитан-наставник объехал на шлюп­ ке теплоходы и дал последние советы, как пройти ближайшие препятствия. «Якутии» он предложил помощь «Олега Кошевого». Но капитан Целищев, пере­ говорив с командой, от неё отка­ зался: пусть будет трудно, но надо же приобретать навыки прохождения по­ рогов до сих пор неиспользованным ме­ тодом — завозом. Рано или поздно всё равно придётся его испытать. Майгуйскую шиверу «Якутия» про­ шла без особых затруднений. Помогли указания Жени Иванова. Штурманы Бахов и Бородин тщательно записали в тетрадку все данные, которые обстано­ вочный старшина смог им сообщить о подводных препятствиях. Со своей сто­ роны молодые судоводители зарисовали все наиболее приметные детали окружа­ ющего ландшафта: они пригодятся на обратном пути, смогут ими воспользо­ ваться и те, кому придётся плавать здесь в будущем. Труднее пришлось на Вельминском пороге. Расположенный немного ниже впадения в Подкаменную Тунгуску реки Бельмо, он представляет собой группу многочисленных каменистых преград. «Чувашия» и «Карелия», более мощные, чем «Якутия», прошли порог на повы­ шенных оборотах всех двигателей. Золо­ тые руки механиков хорошо подготовили машины к форсированному режиму. Медленно, дрожа всем корпусом, тепло­ ходы метр за метром преодолевали встречный поток и добрались до ближай­ шего «тиховода», чтобы, отдохнув, пу­ ститься в дальнейший путь, на преодоле­ ние очередного скалистого барьера. Целищев знал, что такой способ про­ хождения Вельминского порога «Яку­ тии» не под силу. И в самом деле, реч­ ной корабль, остановленный силой встречного потока, был беспомощен. Он чем-то напоминал буксующий в гря­ зи автомобиль. Для большего сходства надо представить себе, что автомобиль поднимается вверх по крутому уклону и может в любую минуту скатиться об­ ратно, под гору. Но если для умелого шофёра такой спуск не представляет особых затруднений, то судоводителю он грозит потерей управления. Теплоход в таком случае неминуемо разобьётся о камни. Поэтому, как только капитан убедил­ ся, что мощности двигателей «Якутии» недостаточны для преодоления встречно­ го потока, он подал команду завести на берег буксирный трос. Подъём судов против течения заво­ зом — не новое изобретение. Его давно разработала русская народная смекал­ ка. В Енисейском бассейне впервые бы­ ло применено это предложение рядовых матросов в 1 8 8 2 году при проводке из Енисейска в Красноярск через Казачин- ский порог парохода «Москва». Позже метод этот был усовершенствован: в по­ роге был установлен механизированный завоз — туер. Это — пароход, с уста­ новленным на нём специальным бараба­ ном для толстого стального троса, оба конца которого закреплены намертво: один на барабане, другой — на якоре, на дне реки, выше порога. И сейчас ещё недостаточно мощные суда преодолевают Качинский порог этим способом: туер берёт судно на буксир и силою двух ма­ шин, собственной и буксируемого паро­ хода, поднимает его против течения. Выше порога туер отчаливается и воз­ вращается на прежнее место, дожида­ ясь следующего судна. Сил «Якутии» не хватило уже в пер­ вом сливе порога. И сразу же команда теплохода завезла на берег двухсотмет­ ровый стальной трос. На корабле оста­ лись только капитан и механик. Весь экипаж тянул по крутым скалам, по­ росшим тайгой, тяжёлый трос. Бурелом, оставшийся здесь ещё после падения знаменитого тунгусского метеорита, страшно затруднял подъём. Но, к сча­ стью, кое-где в разлогах сохранился лёд. Вырубая в нём ступеньки, машин­ ные и палубные команды «Якутии» во главе со штурманами Баховым и Боро­ диным, скользя, падая и спотыкаясь, цепляясь за каждый каменный выступ, за каждый кустик, неуклонно подвига­ лись к намеченной цели. — Эх, раз, взяли! Ещё раз, взяли! — то и дело гремело над рекой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2