Сибирские огни, 1952, № 6
но то и дело сносило вниз. Не раз и не два кидалась «Якутия» в атаку на встречное течение. Но все попытки ока зались безуспешными. После трёхчасо вой борьбы со стихией пришлось отсту пить. Только подошедший буксир «Олег Кошевой» протащил корабль через зло получное ущелье. Дальше течение, реки снова стало спо койнее. Подошли к фактории Кузьмовка на Подкаменной Тунгуске. Здесь участок старшины Жени Ива нова заканчивался. Все его бакены и ве хи были благополучно развезены по по стам, и комсомолец стал было прощать ся с командой «Якутии». Тут-то и вы яснилось, на что рассчитывал капитан Целищев. Он обратился к комсомольской совести старшины и легко уговорил его провести теплоход дальше. Кузьмовку проходили не останавлива ясь. От высокого берега, затопленного водой, отделилась крошечная лодчонка. Румяная девушка в ватной фуфайке и лыжных брюках, ловко ухватившись за багор, протянутый вахтенным матросом, подтянулась к борту «Якутии» и пере дала последние данные по глубинам Майгуйской шиверы и Вельминского по рога. Капитан-наставник объехал на шлюп ке теплоходы и дал последние советы, как пройти ближайшие препятствия. «Якутии» он предложил помощь «Олега Кошевого». Но капитан Целищев, пере говорив с командой, от неё отка зался: пусть будет трудно, но надо же приобретать навыки прохождения по рогов до сих пор неиспользованным ме тодом — завозом. Рано или поздно всё равно придётся его испытать. Майгуйскую шиверу «Якутия» про шла без особых затруднений. Помогли указания Жени Иванова. Штурманы Бахов и Бородин тщательно записали в тетрадку все данные, которые обстано вочный старшина смог им сообщить о подводных препятствиях. Со своей сто роны молодые судоводители зарисовали все наиболее приметные детали окружа ющего ландшафта: они пригодятся на обратном пути, смогут ими воспользо ваться и те, кому придётся плавать здесь в будущем. Труднее пришлось на Вельминском пороге. Расположенный немного ниже впадения в Подкаменную Тунгуску реки Бельмо, он представляет собой группу многочисленных каменистых преград. «Чувашия» и «Карелия», более мощные, чем «Якутия», прошли порог на повы шенных оборотах всех двигателей. Золо тые руки механиков хорошо подготовили машины к форсированному режиму. Медленно, дрожа всем корпусом, тепло ходы метр за метром преодолевали встречный поток и добрались до ближай шего «тиховода», чтобы, отдохнув, пу ститься в дальнейший путь, на преодоле ние очередного скалистого барьера. Целищев знал, что такой способ про хождения Вельминского порога «Яку тии» не под силу. И в самом деле, реч ной корабль, остановленный силой встречного потока, был беспомощен. Он чем-то напоминал буксующий в гря зи автомобиль. Для большего сходства надо представить себе, что автомобиль поднимается вверх по крутому уклону и может в любую минуту скатиться об ратно, под гору. Но если для умелого шофёра такой спуск не представляет особых затруднений, то судоводителю он грозит потерей управления. Теплоход в таком случае неминуемо разобьётся о камни. Поэтому, как только капитан убедил ся, что мощности двигателей «Якутии» недостаточны для преодоления встречно го потока, он подал команду завести на берег буксирный трос. Подъём судов против течения заво зом — не новое изобретение. Его давно разработала русская народная смекал ка. В Енисейском бассейне впервые бы ло применено это предложение рядовых матросов в 1 8 8 2 году при проводке из Енисейска в Красноярск через Казачин- ский порог парохода «Москва». Позже метод этот был усовершенствован: в по роге был установлен механизированный завоз — туер. Это — пароход, с уста новленным на нём специальным бараба ном для толстого стального троса, оба конца которого закреплены намертво: один на барабане, другой — на якоре, на дне реки, выше порога. И сейчас ещё недостаточно мощные суда преодолевают Качинский порог этим способом: туер берёт судно на буксир и силою двух ма шин, собственной и буксируемого паро хода, поднимает его против течения. Выше порога туер отчаливается и воз вращается на прежнее место, дожида ясь следующего судна. Сил «Якутии» не хватило уже в пер вом сливе порога. И сразу же команда теплохода завезла на берег двухсотмет ровый стальной трос. На корабле оста лись только капитан и механик. Весь экипаж тянул по крутым скалам, по росшим тайгой, тяжёлый трос. Бурелом, оставшийся здесь ещё после падения знаменитого тунгусского метеорита, страшно затруднял подъём. Но, к сча стью, кое-где в разлогах сохранился лёд. Вырубая в нём ступеньки, машин ные и палубные команды «Якутии» во главе со штурманами Баховым и Боро диным, скользя, падая и спотыкаясь, цепляясь за каждый каменный выступ, за каждый кустик, неуклонно подвига лись к намеченной цели. — Эх, раз, взяли! Ещё раз, взяли! — то и дело гремело над рекой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2