Сибирские огни, 1952, № 6
Тихо было и на палубах судов. Даже бывалых речников поражала первобыт ная, девственная красота большой таёж ной реки. В тайге ещё был снег. Остатки его, потемневшие, пористые, пропитанные водой, то и дело мелькали на затенён ных участках берега. Но весна уже чув ствовалась и в лесу. Ярко зеленели де ревья, с криками носились птицы, жур чали ручьи. К середине лета, когда мно гие из грозных водопадов, питающих сейчас реку, превратятся в тихие и скромные речушки, этих звонких ручей ков не останется совсем. В падях между сопками будут лежать лишь сухие каме нистые овраги, устланные гладко обка танной галькой и густо заросшие таль ником. К вечеру суда ванаварской экспеди ции, двигаясь в кильватерной колонне за «Олегом Кошевым», подошли к факто рии Чёрной. Здесь уже стоял на яко ре и разгружался теплоход «Узбеки стан». Стали на якорь и вновь прибыв шие суда. Подниматься в темноте вверх по Подкаменной было немыслимо. Посоветовавшись с Крыловым, коман диры теплоходов отпустили команды на берег. Старый капитан-наставник рассу дил правильно: пусть участники похода как следует проникнутся сознанием важ ности своего рейса, а кто лучше мест ного населения может рассказать о том, что значат для далёкого севера грузы, которые везёт с собой экспедиция. Пе ред командами наглядно раскроется ог ромная государственная важность по ставленной перед ними задачи. Тем бо лее, что основные трудности плавания были ещё впереди, и от морально-поли тического состояния судовых команд в значительной мере зависел успех нача того дела. До поздней ночи в клубе фактории не смолкали разговоры, смех. Баянист с «Олега Кошевого» играл танец за тан цем, и лихие речники с увлечением со стязались в пляске со своими сверстни ками — местными жителями. И, пожа луй, не в одном девичьем сердце посе щение теплоходов оставило долгий след. Утром на борту теплоходов появились и заранее подобранные лоцманы. Дальше без них итти было рискованно: выше Чёрной Подкаменная Тунгуска начинает показывать свой настоящий неукротимый нрав. Лоцман Попов, принятый на борт «Чувашии», оказался низкорослым, ко ренастым стариком, всё лицо которого до глаз заросло седой щетиной. Но из- под лохматых бровей поблёскивали жи вые, с хитрецой глаза. С первого взгляда старик лоцман не внушал доверия: уж очень был говор лив и непоседлив. Своё знакомство с командой он начал с охотничьих расска зов, в которых вымысла казалось кудй больше, даже для охотничьих рассказов,, чем правды. Однако Попов отлично знал реку. Он водил в своё время илимкв- от Чёрной до Большого порога и на этом участке Подкаменной ему знаком каждый уголок. Да и глаза у него оказа лись зоркими, а руки — железными, в чём на «Чувашии» вскоре убедились. Лоцман, попавший на «Якутию», был- полной притовоположностью первому. Высокий, статный, не очень разговорчи вый, он взялся довести теплоход только до фактории Кузьмовка. К тому же, его решение итти с судами ванаварского по хода было йе совсем бескорыстным. Он потребовал, чтобы на теплоход были по гружены бакены, вехи, краска и другие материалы для обстановочных постов, ко торые по пути нужно было раздать ба кенщикам. Капитан Целищев охотно по шёл на эту сделку: лоцмана лучше об становочного старшины не найти, уж этот-то реку должен знать, как свои пять пальцев! Был у капитана и другой рас чёт... Но об этом несколько позже. Незаметно суда подошли к первому препятствию — Щекам. Речное русло, постепенно сужаясь, здесь превращаете® в глубокое ущелье с совершенно отвес ными, голыми стенами. Вода несётся на встречу теплоходам с большой скоро стью, белой пеной вскипая в водоворо тах. Этот скалистый коридор так изви лист, что в некоторых местах вода, уда ряясь о каменную преграду, скатываете® назад, вызывая обратное течение, так называемые «уловы». Первыми втянулись в ущелье «Чува шия» и «Карелия». Сначала всё шло благополучно, но скоро ход судов стал постепенно замедляться и, наконец, он» как бы застыли на месте и даже начал» скатываться обратно, вниз по реке. Лоц ман Попов уже не балагурил. Прищу ренными, подслеповатыми на вид глаза ми он пристально осмотрелся по сторо нам и решительно направил судно в бли жайший «улов». Обратное течение дало- возможность речному кораблю набрать достаточную скорость для преодоления встречного потока. Теплоход весь дрожит, волны с силой бьют ему в скулу, и судно зарывается носом в воду. Не одна пара рук вцепи лась в штурвал: впереди — отвесная ска ла, столкновение с которой казалось не минуемым. Но вот — резкий поворот руля, и речной корабль укрывается в очередном «улове». Так, в несколько приёмов, отступая и снова разбегаясь- для следующего прыжка, «Чувашия» и «Карелия» преодолели Щёки. Труднее пришлось «Якутии». Хотя Женя Иванов и оказался очень толко вым лоцманом и хотя механики взяли от дизелей всю мощность, на которую они оказались способными, теплоход не смог самостоятельно преодолеть ущелье. Суд
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2