Сибирские огни, 1952, № 6
поднятые высокой водой торосы. Над ре кой с криками носятся стаи уток, мерно пролетает в чётком строю косяк гусей. Штурманы и рулевые просматривают путь, чтобы с хода не врезаться в одино кие льдины. Сверху они кажутся совсем плоскими, но речники хорошо знают, что под водой скрыта мощная ледовая масса, удар о которую может серьёзно повредить корпус судна. Чем дальше уходят суда, тем выше поднимаются, тем суровее становятся бе рега Енисея. Налетает снежная пурга, и палубы покрываются лёгким белым на лётом, весенний пейзаж сменяется зим ним. Справа замелькали сигнальные огни буксиров и барж. Это втягивается в при ток Енисея — Пит — первый в этом го ду караван судов. Замыкающий корабль Питской речной эскадры «Лётчик Алек сеев» обменивается с головным теплохо дом ванаварской экспедиции привет ственным гудком. Старые друзья — ка питаны Солдатов и Целищев желают друг другу счастливого пути. Плавание по Питу, хотя он и освоен, до сих пор представляет немалые труд ности. До революции купцы поднимали свои товары по Питу на больших лодках, в которые впрягалось по 2 0—25 лямщи- ков. Выбиваясь из сил, изнемогая от усталости, спотыкаясь, падая и снова под нимаясь, люди за гроши тянули вверх по реке тяжёлый груз, приносивший его владельцам неслыханные барыши. Природа обставила судоходство по этой реке почти непреодолимыми пре пятствиями. Недаром речники прозвали Пит бешеной рекой. О силе течения Пита можно судить хо тя бы по тому, что суда питского кара вана принимают, примерно, одну пятую часть того груза, который они могли бы взять в нормальных условиях. Суточные перепады уровня воды достигают здесь нескольких метров... А вот и ещё одно историческое место: в двухстах тридцати километрах ниже Енисейска суда проходят устье реки Большой Кас, по которой Енисей когда- то соединялся с Обью. Обь-Енисейский водный путь шёл, главным образом, по рекам; самый канал, связывающий две великие сибирские реки, был длиною всего в 8 километров и шириною в 12 метров. Но вся эта водная система, строившаяся тринадцать лет, так никогда и не эксплуатировалась: она пропускала суда грузоподъёмностью не более вось ми тонн... Миновав устье Каса, теплоходы прохо дят село Ворогово, замечательное тем, что здесь ещё триста двадцать лет тому назад простым русским переселенцем Цапаней была успешно решена проблема земледелия в этих-северных широтах. Приближается Осиновский порог. Ска листые, запорошенные снегом берега сходятся БСё ближе и ближе. Волее ста лет тому назад здесь умер после двенад цатилетней ссылки в деревне Осиновой декабрист И. Б. Абрамов, оставивший после себя записки, полные жалоб на жуткое одиночество. А сейчас и здесь ки пит жизнь. Теплоходы втягиваются в порог. Реч ные струи сталкиваются между собой, бьют фонтанами среди камней, обдавая палубы судов тучами мелких брызг. Реч ные корабли раскачиваются, как во вре мя настоящего морского шторма. Осиновский порог сменяют «Корабли ки». В этом месте река кажется искус ственным каналом, пробитым в гранит ных скалах: до того отполированы водой крутые гранитные берега. А посреди ре ки между мрачными чёрными обрывами вздымаются утёсы, напоминающие свои ми очертаниями сказочные корабли. Но- вичку-рулевому, широко расставившему ноги и вцепившемуся в штурвал, кажется, что не вода и судно несутся навстречу торчащему из воды утёсу, а, наоборот, сам «Кораблик» стремительно движется вверх по реке, готовый всё сокрушить на своём пути. Но вот и «Кораблики» остаются за кормой. Впереди — успокоившаяся в своём беге река. Однако пробираться по ней нелегко и сейчас. Навстречу судам мчатся тучи снега, заставляя рулевых то и дело вытирать рукавицей запорошен ные стёкла рубки. ...Только поздно вечером 25 мая ко лонна ванаварской экспедиции подошла к устью Подкаменной Тунгуски. Корабли стали на якорь. На штурманских мости ках погасли ходовые огни. Вместо них вспыхнули стояночные. Быстро опускается ночь. Пустеют па лубы теплоходов. Все, кроме вахтенных, разошлись по салонам и каютам. Тихо плещется под бортами вода. Завтра — начало основной, наиболее трудной части похода. 3 . По высокой воде Жители приенисейских сёл уже при выкли к оживлённому движению по род ной реке. Большим событием для них является лишь прибытие первого и по следнего в эту навигацию судна. Эти со бытия, как вехами, разделяют год на две части, различные по своему содержанию. Иное дело — на неосвоенных ещё реках. Здесь каждое посещение населённого пункта самоходным судном превращает ся в праздник. Празднично встретило участников ва наварской экспедиции и село Подкамен- ная Тунгуска. Всё население — от мала до велика — собралось на берегу. В пёстрой толпе можно было увидеть даже стариков, давно не слезавших с печки. В этом году жители Подкаменной Тун-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2