Сибирские огни, 1952, № 6

лища старался запомнить каждое -дви­ жение учителя, которому и самому-то бы­ ло не больше двадцати пяти лет. Однако Козорезов уже шестую навигацию пла­ вал механиком. Заглядевшись на учителя, маслёнщик совсем забыл о Седове. Седова уже дав­ но нет, а Козорезов рядом, под рукой, и стать таким же, как он, — тоже не­ плохо. — Эй, старик! — позвал Кешу ме­ ханик. — А ну-ка, лезь сюда ко мне! Механик звал стажёра почему-то «ста­ риком» и мальчику это льстило. Он жи­ во забрался под двигатель. Учитель, дер­ жа в руке переносную лампу, постуки­ вал ключом по деталям дизеля. — А это что за гайка? — спрашивал он. — Что она держит? А патрубок этот куда ведёт? Ну-ну, старик! Когда очередной урок практической механики кончился, ученик и учитель выбрались на палубу подышать свежим воздухом. Против Стрелки, в том месте, где Енисей смыкался с Ангарой, было отчётливо видно, как пожелтевшие в пу­ ти байкальские воды вливались в голу­ бой поток Енисея. Но правым берегом всё ещё тянулась бесконечная, покрытая грязно-бурыми пятнами, лента льда. Достав щегольской хромированный портсигар, механик, прищурившись, спро­ сил: — Кем собираешься быть, Седовым или Чкаловым? Кеша оторопел: оказывается, учитель не только отлично знает двигатель, но и умеет отгадывать чужие мысли. Козоре­ зов, заметив смущение стажёра, расхо­ хотался. — Угадал? Ничего, старик, не тушуй­ ся! Тебе сколько лет? Пятнадцать? Так вот я тоже десять лет тому назад Колум­ бом собирался стать, а потом раздумал: оказалось, все земли уже открыты... С серьёзным лицом человека, имею­ щего немалый жизненный опыт, механик добавил наставительно: — А мечтать — пожалуйста, мечтай, старик. Это неплохо! Без мечты в нашем деле нельзя: и руки не так ходить бу­ дут, и голова ничего нового не приду­ мает... Вечером состоялась первая в походе лекция. Инструктор политотдела расска­ зал командам о том, как по Ангаре ког­ да-то возили чай, доставленный ка верб­ людах из Китая в Кяхту, потом конными обозами в Иркутск. Лямщики спускали илимки бичевой через Падунский и Та­ манский пороги. Спускали на себе. Вы- жигам-купцам людская тяга обходилась дешевле конной. ...На рассвете вышли дальше. Редкий лёд, прижатый течением к правому бе­ регу, был уже не опасен, хотя рулевым и приказано было всё же соблюдать осто­ рожность. Суда, участвовавшие в ванаварском походе, «разменяли» пятую сотню кило­ метров, когда впереди стали возникать очертания судов, стоящих на енисейском рейде. Бывалые речники узнавали зна­ комые пароходы — «Фарватер», «Восточ­ ная Сибирь», «Широта» — путейские суда, каждую навигацию несущие бес­ сменную вахту в низовьях реки. Все, свободные от вахты, высыпали на палубы. Хотя большинство участников экспедиции бывало в Енисейске и рань­ ше, никто не захотел отказать себе в удо­ вольствии ещё раз взглянуть на древ­ ний сибирский город, с именем кото­ рого связано столько славных страниц истории освоения этого богатейшего- края. Именно в Енисейске, основанном каза­ ками ещё в 1618 году, зародилось впер­ вые в Восточной Сибири судостроение. Почти сто лет тому назад бывший кре­ постной человек княгини Трубецкой, несправедливо забытый пока историками русской техники, талантливый механик- самоучка Худяков по собственным чер­ тежам построил и спустил на воду паро­ ход «Енисей», машина для которого бы­ ла с огромными трудностями доставлена, из Перми, с Мотовилихинского завода. С этого и началось грузовое пароход­ ное движение по Енисейскому бас­ сейну. Суда ванаварской экспедиции, обме­ нявшись приветствиями со стоящими на рейде пароходами, прошли мимо города, не останавливаясь. Уже далеко остались ряды многоэтажных домов, амбаров и сараев, старинная, обшитая досками, на­ бережная, старые церкви, монастыри. Но- ещё долго маячили на горизонте трубы лесопильного завода. Советский Ени­ сейск — промышленный город, центр бо­ гатого сельскохозяйственного района. Колонна теплоходов шла теперь тем историческим путём, которым около вось­ мидесяти лет назад прошла беспример­ ная для своего времени, выдающаяся по смелости замысла и организации дела экспедиция по маршруту Енисейск—Пе­ тербург на шхуне «Утренняя заря», здесь же в Енисейске и построенной. Но* это уже далёкое прошлое. Однако и суда ванаварской экспеди­ ции этим рейсом продолжали славное, патриотическое дело своих предков, хотя шли и не в полярные моря, а в глубь- таёжного массива. Перед ними лежал, как и перед шхуной «Утренняя заря», ещё неисследованный путь — по реке, на которой никогда не звучали гудок паро­ хода или сирена теплохода. Потянулись нескончаемые лесные мас­ сивы. Правым берегом всё ещё двигал­ ся редкий ангарский лёд, неся на себе следы разрушительной работы: вот теп­ лоходы обогнали несколько звеньев по­ скотины, унесённой откуда-то с берега,, вот обошли груду вырванных с корнем деревьев. На берегу ещё громоздятся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2