Сибирские огни, 1952, № 6
лища старался запомнить каждое -дви жение учителя, которому и самому-то бы ло не больше двадцати пяти лет. Однако Козорезов уже шестую навигацию пла вал механиком. Заглядевшись на учителя, маслёнщик совсем забыл о Седове. Седова уже дав но нет, а Козорезов рядом, под рукой, и стать таким же, как он, — тоже не плохо. — Эй, старик! — позвал Кешу ме ханик. — А ну-ка, лезь сюда ко мне! Механик звал стажёра почему-то «ста риком» и мальчику это льстило. Он жи во забрался под двигатель. Учитель, дер жа в руке переносную лампу, постуки вал ключом по деталям дизеля. — А это что за гайка? — спрашивал он. — Что она держит? А патрубок этот куда ведёт? Ну-ну, старик! Когда очередной урок практической механики кончился, ученик и учитель выбрались на палубу подышать свежим воздухом. Против Стрелки, в том месте, где Енисей смыкался с Ангарой, было отчётливо видно, как пожелтевшие в пу ти байкальские воды вливались в голу бой поток Енисея. Но правым берегом всё ещё тянулась бесконечная, покрытая грязно-бурыми пятнами, лента льда. Достав щегольской хромированный портсигар, механик, прищурившись, спро сил: — Кем собираешься быть, Седовым или Чкаловым? Кеша оторопел: оказывается, учитель не только отлично знает двигатель, но и умеет отгадывать чужие мысли. Козоре зов, заметив смущение стажёра, расхо хотался. — Угадал? Ничего, старик, не тушуй ся! Тебе сколько лет? Пятнадцать? Так вот я тоже десять лет тому назад Колум бом собирался стать, а потом раздумал: оказалось, все земли уже открыты... С серьёзным лицом человека, имею щего немалый жизненный опыт, механик добавил наставительно: — А мечтать — пожалуйста, мечтай, старик. Это неплохо! Без мечты в нашем деле нельзя: и руки не так ходить бу дут, и голова ничего нового не приду мает... Вечером состоялась первая в походе лекция. Инструктор политотдела расска зал командам о том, как по Ангаре ког да-то возили чай, доставленный ка верб людах из Китая в Кяхту, потом конными обозами в Иркутск. Лямщики спускали илимки бичевой через Падунский и Та манский пороги. Спускали на себе. Вы- жигам-купцам людская тяга обходилась дешевле конной. ...На рассвете вышли дальше. Редкий лёд, прижатый течением к правому бе регу, был уже не опасен, хотя рулевым и приказано было всё же соблюдать осто рожность. Суда, участвовавшие в ванаварском походе, «разменяли» пятую сотню кило метров, когда впереди стали возникать очертания судов, стоящих на енисейском рейде. Бывалые речники узнавали зна комые пароходы — «Фарватер», «Восточ ная Сибирь», «Широта» — путейские суда, каждую навигацию несущие бес сменную вахту в низовьях реки. Все, свободные от вахты, высыпали на палубы. Хотя большинство участников экспедиции бывало в Енисейске и рань ше, никто не захотел отказать себе в удо вольствии ещё раз взглянуть на древ ний сибирский город, с именем кото рого связано столько славных страниц истории освоения этого богатейшего- края. Именно в Енисейске, основанном каза ками ещё в 1618 году, зародилось впер вые в Восточной Сибири судостроение. Почти сто лет тому назад бывший кре постной человек княгини Трубецкой, несправедливо забытый пока историками русской техники, талантливый механик- самоучка Худяков по собственным чер тежам построил и спустил на воду паро ход «Енисей», машина для которого бы ла с огромными трудностями доставлена, из Перми, с Мотовилихинского завода. С этого и началось грузовое пароход ное движение по Енисейскому бас сейну. Суда ванаварской экспедиции, обме нявшись приветствиями со стоящими на рейде пароходами, прошли мимо города, не останавливаясь. Уже далеко остались ряды многоэтажных домов, амбаров и сараев, старинная, обшитая досками, на бережная, старые церкви, монастыри. Но- ещё долго маячили на горизонте трубы лесопильного завода. Советский Ени сейск — промышленный город, центр бо гатого сельскохозяйственного района. Колонна теплоходов шла теперь тем историческим путём, которым около вось мидесяти лет назад прошла беспример ная для своего времени, выдающаяся по смелости замысла и организации дела экспедиция по маршруту Енисейск—Пе тербург на шхуне «Утренняя заря», здесь же в Енисейске и построенной. Но* это уже далёкое прошлое. Однако и суда ванаварской экспеди ции этим рейсом продолжали славное, патриотическое дело своих предков, хотя шли и не в полярные моря, а в глубь- таёжного массива. Перед ними лежал, как и перед шхуной «Утренняя заря», ещё неисследованный путь — по реке, на которой никогда не звучали гудок паро хода или сирена теплохода. Потянулись нескончаемые лесные мас сивы. Правым берегом всё ещё двигал ся редкий ангарский лёд, неся на себе следы разрушительной работы: вот теп лоходы обогнали несколько звеньев по скотины, унесённой откуда-то с берега,, вот обошли груду вырванных с корнем деревьев. На берегу ещё громоздятся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2