Сибирские огни, 1952, № 6
оно дрожит, как загнанный конь. Судо вой колокол сам собой начинает истери чески звонить. Качка усиливается с каж дой минутой. Справа проносится громадный утёс, изрытый каменным обвалом. Палубу об даёт брызгами; любителей сильных ощу щений, столпившихся у фальшборта, ока тывает водой с головы до ног. Со скоростью курьерского поезда один за другим вылетают теплоходы из по следнего слива на простор реки. На па лубах — звонкий молодой смех; матросы дружно хохочут над товарищами, про мокшими до нитки. Только бесстрастные (им так и полагается) капитаны украдкой отирают пот, выступивший у них на лбу за эти короткие, но напряжённые минуты. Ненадолго выглянуло солнце, облас кав розоватым светом огромное село, рас кинувшееся по левому берегу реки. Это — Казачинское, старинная крепость, ос нованная русскими землепроходцами ещё триста лет тому назад. В конце прошлого века, в пору «золо той лихорадки» на Енисее, Казачинское было одним из самых больших торговых сёл в Енисейской губернии. Оборотистые кулаки усердно спаивали старателей, вы ходящих из тайги с золотым песком, про давали им втридорога лежалый товар. Сейчас Казачинское — центр богатого лесопромышленного и сельскохозяйствен ного района. Немыми памятниками про шлого остались лишь угрюмые двухэтаж ные дома, вместительные амбары да око ванные железом ворота. На корме замыкающей колонну тепло ходов «Карелии» стоит подвахтенным механик Коля Званцев. Он долго прово жает взглядом приземистые казачин- ские дома. Его китель расстёгнут, на гру ди голубеют полосы тельняшки. Каждый раз, проплывая мимо старого села, он ис пытывает чувство грусти. Здесь когда-то белогвардейцы зарубили его деда Якова Званцева. Четыре года назад, в первое своё самостоятельное плавание, Коля со шёл на берег и разыскал братскую моги лу партизан. Немало тогда, стоя у скром ного деревянного памятника, передумал он, вспоминая тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы ему теперь можно было плыть по голубым просторам Енисея, прокладывая новые пути в будущее, к коммунизму... В устье Ангары — первого мощного притока, впадающего в Енисей ниже Красноярска, — суда Ванаварской экспе диции вынуждены были остановиться. В вахтенных журналах появилась ещё одна лаконическая запись: «Прибыли на Стрелку. Стали на якорь: по Ангаре сплошной полосой идёт лёд». Свыше тысячи восьмисот километров несла Верхняя Тунгуска, как иногда на зывают Ангару, холодные байкальские воды. По дороге она впитала в себя сотни других рек, ручьёв и ключей, щед ро напоённых тающими снегами. И весь этот длинный путь река то билась в ка менных стремнинах, то разливалась по широким поймам, затопляя берега, вы ворачивая с корнем вековые сосны, вы грызая обломки скал. Ещё и сейчас раз дробленные льды несут с собой к океану вмёрзшие в них камни, брёвна, деревья, полосы дёрна с прошлогодней пожухлой травой, пласты срезанного по дороге бе рега. Теплоходы встали немного выше устья Ангары, между селом Стрелка и остро вом Черемуховым. На реку опустилась ночь, вспыхнули огни прожекторов. Сдавая вахту, неутомимый Петруша острил: — Сдаю: справа — остров, слева — село. По носу — Красноярск, за кормой — лёд, под килем — вода, над рубкой — звёзды, только их сейчас не видать. Если будешь писать домой, — наш адрес: Стрелка, угол Енисея и Ангары... Прожекторы всех трёх теплоходов на ведены на Ангару. С грохотом и скреже том мчатся мимо льдины, наползая друг на друга, сталкиваясь и рассыпаясь. На корме, закутавшись по уши в широкую не по росту шинель, стоит худенький мальчуган — маслёнщик, стажёр речно го ремесленного училища. Он, Кеша Сус лов, впервые в этих местах. Блестящими от возбуждения глазами наблюдает паре нёк за грозным ангарским ледоходом. Бу дет что рассказать ребятам в училище! Вместе с тем Кеше жаль, что с ним нет никого из сверстников. Пристально, до ряби в глазах вглядываясь в ледяной поток, он мысленно воображает себя то Седовым, отважным полярным исследо вателем, то Чкаловым, совершающим полёт в Америку над вечными льдами, то, наконец, капитаном Целищевым. Вынужденная стоянка у Стрелки за тянулась больше чем на сутки. Дорог каждый час: ни в коем случае нельзя упускать высокую воду на Подкаменной Тунгуске, но и рисковать нельзя. Впрочем, часы, проведённые на рейде у Стрелки, не пропали впустую. Механи ки возились со своими двигателями, ко торым предстояло работать на форсиро ванном режиме. Палубные команды тща тельно укрывали грузы, командиры ко раблей и штурманы ещё раз перечитыва ли записи — итоги бесед с капитаном Ме- цайком. Здесь же были оформлены договоры на соревнование менаду вахтами. Руле вой Петруша предложил организовать со ревнование и по профессиям. Кеша Суслов был так занят делом, что ему уже не хватало времени помечтать. Весь вымазанный солидолом, он не спу скал глаз с Николая Козорезова. Меха ник, кажется, весь забрался в дизель. Виднелись только его широкая спина да замасленные брезентовые брюки... Маленький стажёр ремесленного учи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2