Сибирские огни, 1952, № 6
Развернувшись на траверзе нарядного здания нового речного вокзала, тогда ещё недостроенного, теплоходы, в киль ватерной колонне, двинулись вниз по те чению, к северу. Пожилой, видавший виды грузчик, на блюдавший с берега слезящимися от вет ра глазами колонну судов, заметил сосе ду: — Видел, как развернулись? Почти на месте полную циркуляцию произвели. Как на ученье! Эти дойдут, куда хочешь. С музыкой воротятся... Тем временем «Якутия», «Чувашия» и «Карелия» проходили Татышевский остров. — Полный, вперёд! На Ванавару! 2 . Угол Енисея и Ангары Теплоходы прошли уже целый архипе лаг островов, а по правому берегу реки всё ещё тянулся Красноярск. Там, где на старых картах были обозначены при стань и село Ладейка, ещё мелькали кварталы многоэтажных жилых домов, эстакады, заводские корпуса, дымящие трубы... Впереди по курсу — группа Ладей- ских перекатов — первое препятствие на великом водном пути к Ледовитому океа ну. Для бывалых опытных капитанов такая преграда давно уже не страшна. Вход засемафорен; справа и слева мелькают бакены и вехи, ограигдаю- щие гарантийные глубины судового хода. Знай себе, плыви да поглядывай вперёд и по сторонам. Ничего не слу чится! Неутомимые часовые водных пу тей — бакенщики — сделали всё, чтобы плавание в этих местах было безопасным. Вот один из них стоит подле сигналь ной мачты своего поста, на которой ве село развевается алый флажок: «Путь свободен!». Когда «Якутия», головное судно колонны, минует постовую избуш ку, бакенщик, по старой традиции водни ков, слегка приподнимает над головой фуражку. В сизой предвечерней дымке исчезли последние силуэты городских построек. Началась нормальная судовая жизнь. Только тот, кто постоянно, из года в год, проводит по пяти-шести месяцев на корабле, по-настоящему представляет се бе, какую большую роль в жизни судо вой команды играет организация быта. И в первую очередь — оборудование жи лой каюты. Ведь каюта — это, так ска зать, филиал родного дома, особенно, когда плавание предстоит долгое. Аккуратный матрос успел уже прибить полочку для бритвенного прибора; ноч ные туфли хранятся у него под койкой, в чёрном коленкоровом мешочке, сшитом чьими-то любящими руками. Можно не сомневаться: к крышке его сундучка из нутри приколота бумажка — подробная спецификация багажа. Это — не расчёт ливый собственник, а просто — органи зованный человек и, во всяком случае, превосходный речник. Он охотно выручит вас в походе иголкой с ниткой, кисточкой для бритья, ножом для открывания кон сервов. А его сосед-неряха, доставая наспех полотенце, сомнёт всё чистое бельё в че модане. Пряча чемодан под койку, завер нёт одеяло и не поправит его. Недаром волновалась на причале его мамаша: тёп лого шарфа, уложенного под бельё, он так и не найдёт, пожалуй, до конца на вигации! Однако и за него можно не бес покоиться: за незаправленную койку ему достанется даже не от первого помощни ка капитана, а от товарищей по каюте — коллектив в пути так отшлифует парня, что домой он вернётся заправским реч ником. В каютах весёлое оживление. Балагур рулевой, комсомолец Петруша уверяет, например, что его сосед захватил с собой в плавание целый чемодан с... пережитка ми капитализма. Никто не представляет себе точно, о чём идёт речь, но все хо хочут и громче всех сам владелец чемо дана «с пережитками». Только вахтенные отложили на время устройство своего быта. Не сошли с мо стиков и капитаны. Хотя плёс до самого устья и знаком им, как свои пять паль цев, но они не спешат разойтись по каю там, чтобы отдохнуть перед обязательной ночной вахтой. В первые часы плавания необходимо проследить за тем, как ра ботает коллектив, точнее распределить людей по вахтам; не один, не десять, а сто раз медленно пройтись взглядом по кораблю от носа до кормы, выслушать доклад радиста о работе аппаратуры, от ветить на вопросы боцмана... В судовых журналах появляется пер вая запись: «Прошли Атаманово». Атаманово — большое село на левом берегу Енисея. В его живописном сосно вом бору словно прячутся друг от друга нарядные домики пионерского лагеря. Сейчас в них ещё пусто. Одни садовники приводят в порядок аллеи и клумбы. Но пройдёт недели две-три, и сосновый бор наполнится детскими голосами. И, может быть, к концу жаркого лета, у традицион ного костра кто-нибудь из матросов Ва- наварской экспедиции расскажет пионе рам о героическом рейсе в глубь Эвен кийской тайги! Впереди — Казачинский порог. Эта каменная преграда долго сдерживала судоходство на Енисее. Многие годы по рог считался непроходимым. Да и сейчас судоводителям приходится глядеть в оба. Соблюдая нужные интервалы, тепло ходы один за другим входят в верхний слив порога. На всех трёх кораблях за спиной рулевого стоит капитан. Волны с силой бьют в корпус судна, и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2