Сибирские огни, 1952, № 6
капризным таёжным притокам Енисея— Питу и Бельмо. Но главный труд капитана Мецайка, дело всей его жизни — лоция великой сибирской реки. Этой капитальной гидро графической монографией, имеющей со юзное значение, он обеспечил себе по чётное место в истории социалистическо го освоения глубинных территорий Си бири... И вот Константин Александрович сто ит на мостике флагманского корабля ва- наварской экспедиции, спокойно поло жив руки на перила. Ни годы, ни тяжё лые испытания не согнули железного старика. А пережить ему пришлось не мало. В годы Великой Отечественной войны он потерял обоих своих сыновей. Не потому ли таким любящим взглядом окидывает он сейчас своих питомцев на палубах всех трёх теплоходов! Полузакрыв глаза, старый капитан мысленно представляет себе все причуд ливые изгибы фарватера от Красноярска до устья Подкаменной Тунгуски. Он мог бы наизусть перечислить все шиверы, перекаты и пороги на этом пути, опреде лить все глубины, с которыми в это вре мя года встретятся судоводители на даль них участках Енисея. Впрочем, капитаны ванаварской экспе диции тоже не новички в своём деле. И у них за спиной — опыт не одного на вигационного года. Именно им, Целище- ву, Жданову и Царюку, принадлежит инициатива безостановочного движения грузовых теплоходов по двухтысячекило метровому маршруту Красноярск—Ду динка, когда суда шли со скоростью, на много превышающей скорость товарного поезда. Не раз приходилось молодым капита нам выполнять ответственные задания, прокладывать новые трассы по Енисею и его притокам. А теперь им предстояло подняться по Подкаменной Тунгуске больше чем на тысячу километров до глубинного район ного центра -— Ванавары. До сих пор переброска грузов в глубь Эвенкийского национального округа осу ществлялась сложным и тяжёлым путём. До Большого Порога в самом устье Под каменной шли на обычных речных су дах, дальше — на катерах до следую щего порога, потом до очередной пре грады — на илимках, конной тягой, за тем, до Ванавары — на небольших, мел косидящих лодках и опять-таки конной тягой. Три перегрузки отнимали много времени и средств, требовали несколь ких десятков грузчиков, следующих с караваном, и, естественно, расходующих какую-то долю груза на своё содержание. И всё же часть груза ежегодно погиба ла: дождь и снег мочили ящики и тюки на перевалочных базах, лодки заливало волнами... Бывало и так, что бешеное те чение словно нитку рвало бичеву. Илимки ударялись о камни и раскалыва лись. Груз шёл ко дну. На этот раз небывалый по тоннажу груз предстояло доставить к месту на значения без перевалок тремя грузовы ми теплоходами по нехоженному марш руту. Лоцманских карт последних участ ков пути, само собою разумеется, не существовало, как не существовало и обычной речной обстановки. Да в ней до сих пор и не было необходимости. Трём, сравнительно глубоко сидящим, загружённым до предела, теплоходам, предстояло преодолеть многочисленные пороги, а также каменистые шиверы с бе шеной скоростью встречного течения и много других препятствий, характер ко торых трудно было даже предугадать. Рейс считался пробным, но он имел большое принципиальное значение: пройдут суда и благополучно вернутся обратно, значит, ещё один участок бас сейна может быть признан судоходным. Не пройдут, вернутся с пути, застрянут на зимовку, разобьются о камни — зна чит, с освоением нового пути придётся подождать. Конечно, пароходство и местные вла сти района сделали всё, от них завися щее, чтобы обезопасить трудный рейс. Навстречу теплоходам с верховьев Под каменной на вёсельных лодках двинется специальная обстановочная партия, в за дачу которой входит промерить глуби ны, отметить их выше и ниже препят ствий на высоких, издалека видных ме стах, расставить, где это можно, вехи и прочие пловучие знаки. Наконец, для экспедиции было выделено вспомогатель ное судно — мощный буксирный тепло ход «Олег Кошевой», которому поруча лось провести три тяжело нагружённых речных корабля через пороги с особенно быстрым течением и сложным судовым ходом. Всё это хорошо знали и капитаны, и команды. Но так же хорошо знали они и то, что все эти тщательно продуман ные, вполне разумные и пусть даже пре красно подготовленные мероприятия мо гут в последнюю минуту, в силу непред виденных обстоятельств, как говорится, «не сработать». В конечном итоге успех похода боль ше всего зависел от них самих, от команд «Якутии», «Чувашии» и «Каре лии». ...Убраны трапы, отданы швартовые. Прогремели в клюзах якорные цепи. Су да, стоящие на рейде Красноярского пор та, провожают смельчаков долгими при ветственными гудками. С берега машут платками и шапками. Заработали двигатели, забурлила вода под кормой... Стрелки машинного теле графа легли линией: «малый, вперёд». На корме замыкающего судна «Каре лия» молодые голоса дружно затянули: «Прощай, любимый город».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2