Сибирские огни, 1952, № 6
кораблики по Енисею, мечтали о том, чтобы такие трудности первооткрывате лей достались именно им, а не кому-ни будь другому! Начальник политотдела подлил масла в огонь: — Товарищи! Сотни, тысячи совет ских людей, воспитанных партией и комсомолом, ждут вас в глубокой тай ге. Они уверены, что вы туда дойдёте. Возвращайтесь обратно только с победой! Счастливого вам пути! Облака плотной массой всё ещё висе ли над портом и городом. Казалось, за дев за верхушки гор, обрамляющих пра вый берег Енисея, они застряли на них и никогда отсюда не уйдут. Из штурманских рубок, с капитанских мостиков прозвучали последние слова команды. Матросы, закончив погрузку, закрывали щитами и брезентом люки, в последний раз проверяя крепление гру зов. Суда сидели глубоко, сухого бор та оставалось совсем немного: в этом го ду тоннаж оборудования, материалов, продуктов и промышленных товаров, на правляемых в глубь Эвенкии, раз в де сять превышал тоннаж прошлого года. И всё это нужно было доставить в це лости и сохранности, уберечь от качки, сохранить от волны, которая не однаж ды захлёстнет борта... Провожающие, близкие родственники и друзья, один за другим сходили на бе рег. Как будто бы уже всё сказано перед долгой разлукой, ничего не забыто, а всё-таки: — Пап! — сложив ладошки рупором, кричит румяный бутуз, — обязательно живого медвежонка привези! — А мне лосёнка! — вторит девочка с голубыми бантиками в косичках. — Тёплый шарф на дне чемодана, под бельём! — волнуется пожилая женщина, и, беспомощно оглядываясь на окружаю щих, обращается уже к ним: — И ведь ничего-то не найдёт! Суматошный он у меня... Укрывшись от нескромных взглядов за грудой обшитых рогожей тюков, взя лись за руки молодой парень в формен ной фуражке и девушка, повязанная пу ховой шалью. Из-за борта её пальто вы глядывает пачка засунутых впопыхах книжек и тетрадок. Молча глядят они друг на друга, дер жась за руки. Наконец, девушка говорит то, что подсказывают молодость и сердце: — Не бойся ничего! Я буду тебя ждать... По трапу почти бегом поднимается штурман, прижимая локтем толстую лоц- ианскую карту Енисея. Озорной ветер раздувает её уголки, будто и ему не тер пится заглянуть внутрь, чтобы узнать, куда держат путь речные корабли. А о чём это так крепко задумался старый капитан-наставник Константин Александрович Мецайк? Ещё несколько минут, и он сойдёт на берег. Его ждут другие дела и заботы, теплоходы уйдут на Подкаменную Тунгуску без него... Но он — полноправный участник этого по хода. Это он готовил в путь своих уче ников. Последние недели перед отплытием кораблей в далёкую Ванавару Констан тин Александрович почти безотлучно провёл с их командами, делясь своим бо гатым опытом. Можно было подумать, что он уже совершал это далёкое плава ние, так образно и ярко набрасывал он перед слушателями картины предстоя щих боёв со стихией. Кто, кроме него, мог бы взять на себя подготовку рейса на Подкаменную? Со рок лет плавает Константин Александро вич Мецайк в бассейне Енисея. И все эти годы он ходил не. проторёнными до рожками, а главным образом новыми водными путями. Ещё раньше плавал он юнгой на крейсере, матросом на парус никах, промышляющих нерпу в Белом и Баренцевом морях. С ватагами бес страшных поморов его не раз выносило течением в открытый океан, таскало пло- вучими льдинами. Тогда не было ни ле доколов, ни авиации, ни радио. Человек один на один вступал в рукопашную с океанским штормом. Очутившись на Енисее, новой для не го реке, Константин Александрович и здесь взялся за самое трудное — за освоение низовьев, где условия плава ния приближаются к морским. Капитану-наставнику есть о чём вспомнить! Простым матросом шхуны «Св. Фока», под командой бесстрашного Седова, он принял участие в ледовом походе легендарного корабля. На утлом боте «Омуль» отважный пионер освоения низовьев великой сибирской реки обсле довал все её заливы и бухточки, изме рил все мели и перекаты. А когда в го ды первой мировой войны у берегов Тай мыра зимовали затёртые льдами суда гидрографической экспедиции Вилькиц- кого «Таймыр» и «Вайгач», именно ка питану Мецайку было поручено органи зовать помощь бедствующим экипажам. Он же был активным участником пер вых экспедиций Главсевморпути. Кон стантин Александрович ещё помнит три рыбачьих хижины на том месте, где сей час вырос заполярный город и морской порт Игарка. Мимо них он вёл речные караваны, гружённые сибирским лесом, к Усть-Порту, где тогда древесина перева ливалась на морские суда. Позже старый капитан водил речные караваны из Енисея через Карское море в устье Пясины и вверх по этой реке на сотни километров, в края, где до этого не бывало ещё ни одно судно. Под его командованием шли первые суда и по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2