Сибирские огни, 1952, № 6

кораблики по Енисею, мечтали о том, чтобы такие трудности первооткрывате­ лей достались именно им, а не кому-ни­ будь другому! Начальник политотдела подлил масла в огонь: — Товарищи! Сотни, тысячи совет­ ских людей, воспитанных партией и комсомолом, ждут вас в глубокой тай­ ге. Они уверены, что вы туда дойдёте. Возвращайтесь обратно только с победой! Счастливого вам пути! Облака плотной массой всё ещё висе­ ли над портом и городом. Казалось, за­ дев за верхушки гор, обрамляющих пра­ вый берег Енисея, они застряли на них и никогда отсюда не уйдут. Из штурманских рубок, с капитанских мостиков прозвучали последние слова команды. Матросы, закончив погрузку, закрывали щитами и брезентом люки, в последний раз проверяя крепление гру­ зов. Суда сидели глубоко, сухого бор­ та оставалось совсем немного: в этом го­ ду тоннаж оборудования, материалов, продуктов и промышленных товаров, на­ правляемых в глубь Эвенкии, раз в де­ сять превышал тоннаж прошлого года. И всё это нужно было доставить в це­ лости и сохранности, уберечь от качки, сохранить от волны, которая не однаж­ ды захлёстнет борта... Провожающие, близкие родственники и друзья, один за другим сходили на бе­ рег. Как будто бы уже всё сказано перед долгой разлукой, ничего не забыто, а всё-таки: — Пап! — сложив ладошки рупором, кричит румяный бутуз, — обязательно живого медвежонка привези! — А мне лосёнка! — вторит девочка с голубыми бантиками в косичках. — Тёплый шарф на дне чемодана, под бельём! — волнуется пожилая женщина, и, беспомощно оглядываясь на окружаю­ щих, обращается уже к ним: — И ведь ничего-то не найдёт! Суматошный он у меня... Укрывшись от нескромных взглядов за грудой обшитых рогожей тюков, взя­ лись за руки молодой парень в формен­ ной фуражке и девушка, повязанная пу­ ховой шалью. Из-за борта её пальто вы­ глядывает пачка засунутых впопыхах книжек и тетрадок. Молча глядят они друг на друга, дер­ жась за руки. Наконец, девушка говорит то, что подсказывают молодость и сердце: — Не бойся ничего! Я буду тебя ждать... По трапу почти бегом поднимается штурман, прижимая локтем толстую лоц- ианскую карту Енисея. Озорной ветер раздувает её уголки, будто и ему не тер­ пится заглянуть внутрь, чтобы узнать, куда держат путь речные корабли. А о чём это так крепко задумался старый капитан-наставник Константин Александрович Мецайк? Ещё несколько минут, и он сойдёт на берег. Его ждут другие дела и заботы, теплоходы уйдут на Подкаменную Тунгуску без него... Но он — полноправный участник этого по­ хода. Это он готовил в путь своих уче­ ников. Последние недели перед отплытием кораблей в далёкую Ванавару Констан­ тин Александрович почти безотлучно провёл с их командами, делясь своим бо­ гатым опытом. Можно было подумать, что он уже совершал это далёкое плава­ ние, так образно и ярко набрасывал он перед слушателями картины предстоя­ щих боёв со стихией. Кто, кроме него, мог бы взять на себя подготовку рейса на Подкаменную? Со­ рок лет плавает Константин Александро­ вич Мецайк в бассейне Енисея. И все эти годы он ходил не. проторёнными до­ рожками, а главным образом новыми водными путями. Ещё раньше плавал он юнгой на крейсере, матросом на парус­ никах, промышляющих нерпу в Белом и Баренцевом морях. С ватагами бес­ страшных поморов его не раз выносило течением в открытый океан, таскало пло- вучими льдинами. Тогда не было ни ле­ доколов, ни авиации, ни радио. Человек один на один вступал в рукопашную с океанским штормом. Очутившись на Енисее, новой для не­ го реке, Константин Александрович и здесь взялся за самое трудное — за освоение низовьев, где условия плава­ ния приближаются к морским. Капитану-наставнику есть о чём вспомнить! Простым матросом шхуны «Св. Фока», под командой бесстрашного Седова, он принял участие в ледовом походе легендарного корабля. На утлом боте «Омуль» отважный пионер освоения низовьев великой сибирской реки обсле­ довал все её заливы и бухточки, изме­ рил все мели и перекаты. А когда в го­ ды первой мировой войны у берегов Тай­ мыра зимовали затёртые льдами суда гидрографической экспедиции Вилькиц- кого «Таймыр» и «Вайгач», именно ка­ питану Мецайку было поручено органи­ зовать помощь бедствующим экипажам. Он же был активным участником пер­ вых экспедиций Главсевморпути. Кон­ стантин Александрович ещё помнит три рыбачьих хижины на том месте, где сей­ час вырос заполярный город и морской порт Игарка. Мимо них он вёл речные караваны, гружённые сибирским лесом, к Усть-Порту, где тогда древесина перева­ ливалась на морские суда. Позже старый капитан водил речные караваны из Енисея через Карское море в устье Пясины и вверх по этой реке на сотни километров, в края, где до этого не бывало ещё ни одно судно. Под его командованием шли первые суда и по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2