Сибирские огни, 1952, № 6
поднялся, накинул на плечи старый ба лахон, зажёг от костра трубку. ■— Отдыхайте. У отары я подежурю. — Холодная будет ночь, — сказала ему Бактараева. Апчиной неторопливо посмотрел на потухающий закат, на высыпавшие в зе ните первые звёзды. — Я росы не боюсь, — уже на ходу обронил он. Зелёная луговинка, вытянувшись ост рым клином, прижималась к самому ручью. На лугу всхрапывала стреножен ная лошадь. Тихо блеяли отдыхавшие ов цы и валушки. Приятно шумел в камнях прозрачный ручей Хазыр-суг. Старик обошёл отару, окликнул собак. Теплее завернувшись в балахон, Апчиной под сыпал в трубку свежего табаку и присел на выступ возле большого камня. Было так покойно, так хорошо, так легко и бодро дышалось этим чистым ночным воздухом, и Апчиной тихонько стал на певать: Чёрные овцы, водимые мною Степью родной, по холмам расходитесь! Белые овцы,' хранимые мною, Щедрой весной на просторе плодитесь! Песня лилась легко, плавно, как и струившийся рядом говорливый Хазыр- суг. За далёкой горной вершиной улег лось до рассвета уставшее солнце. Сыт но наевшись сахарных трав, спускаются овцы степной лощиной. И, смотря на свою любимую отару, вспоминает ста рый пастух былое — горькое и безра достное. В давнее время, к земле нас сгибая, Жадное племя владело всем —баи. Мы же на свете ничем не владели. Байские плети над нами свистели. Так и просидел до рассвета. Утром пастухи подняли отару и по шли дальше. Хотя путь был до этого хо рошо разведан, всё же Апчиной то и де ло оставлял отару, уходил вперёд. В не знакомой местности на каждом шагу всякая может стрястись случайность. Вернуться с половины опасного пути — значит к пользе притти. — Что впереди? — спрашивала его Аглея. Прихрамывая, опираясь на суковатую палку, она всю дорогу была ворчливой, недовольной: «Обходились хорошо и без этой Абаканки!» — Хорошо идём, — спокойно отвечал пастушихе Апчиной. К концу третьего дня впереди засине лись овальные холмы, уходившие к не видимому Абакану. Слева поднимались тёмносиней стеной Саянские горы. На десятки километров во все стороны ни одного человеческого жилья. Это и была Абаканка — дальнее предгорье Карга- тальского овцесовхоза. Пока выбирали место для ночной стоянки, разбивали па латку, делали для Апчиноя шалаш, гото вили ужин —• незаметно прошла вся ночь, и над степью заблистало яркое солнце. Ужин стал завтраком. Но не успели собраться у костра — возле ота ры торопливо залаяли собаки. Побежав шая разузнать, в чём дело, Аглея, вер нулась с двумя чёрными ягнятами. Сле дом за ней шла объягнившаяся овца. Ещё на полчаса оттянулся завтрак. — Ну, вот и пришли, — сказал Ап чиной, присаживаясь возле костра. — А ты поешь и усни немного, — сказала ему Бактараева. «Лежать в счёт смерти, ходить — в счёт жизни», — подумал Апчиной, но ничего не ответил Орине, хлопотавшей с котелком у костра. Вот уж тихая, бес словесная женщина, — клещами лишне го слова не вытянешь. Первое время, присматриваясь, Апчиной удивлялся её характеру: думал, сердится на что-ни будь Орина. Сдвинет косынку из синей китайской дабы на самые брови, опустит глаза, нахмурится и ходит так, ходит возле отары, единого слова за целый день не вымолвит. И легко -— не похвас тается, и тяжело — жаловаться да ныть не станет. А в работе возле отары луч ше Бактараевой не отыщешь помощ ника. Пошли горячие, наполненные трудом дни. В окрестностях Абаканки было мно го болот, мелких озерец, заплывающих илом лагун. Койбальские пастухи звали эти места Сорокаозёркой. Но овца лю бит свежую, чистую воду, главным обра зом, проточную или колодезную. Стоячая или загрязнённая вода служит обычно источником различных заболеваний в отаре. Поэтому старый Апчиной никогда не допустит овец к сомнительному водо пою. По Абаканке протекала крошечная степная речушка — Дальняя Сухая. Па стухи насыпали небольшую плотину — гать, подняли воду в речке метра на полтора. Образовался хороший проточ ный прудок, очень удобный, для водопоя. Обрывистый и крутой берег срыли, очи стили его от бурьянов и камней, выров няли. Приехавшая на Абаканку Анна Сер геевна, землемер, попросила отрядить себе в помощники Аглею. У пастухов и своего дела было по горло. Нужно строить тырло — загон для ночёвок и дневного отдыха овец. Для тырла надо было заготовить колья, жерди, выбрать площадку. Немало хлопот было и возле отары. Но Апчиной в тот же вечер от рядил Аглею: «Иди, помогай!» Несколь ко дней подряд женщины ходили по ко выльным лощинам и степным буграм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2