Сибирские огни, 1952, № 6
эти дни свою отару у ключа Чарых-суг. Сидел Апчиной у костра, как умеют си деть только степенные люди: важно и по койно, как бы погрузившись в себя. По сматривал на огонь, на охваченные пла менем розоватые стебли бурьяна, мед ленно закрывал глаза, говорил и отхлёбы вал чай с большими промежутками. Но это не было созерцательной отрешён ностью, старческим безразличием к ок ружающему. Это было выражением крепкой волевой собранности человека. Это была привычка экономить движения и силу, привычка отдыхать у степного костра так же покойно, как у себя дома за накрытым столом. Я кивнул в сторону ручья, куда ушли овцы: — Валухи не разбредутся? Апчиной отрезал несколько тонких ломтиков брынзы, положил на хлеб и сказал, что собаки умеют чутко сторо жить отару. — Мойнак и Коктир никого не под пустят. — Даже и ночью нет отдыха? — Такая у пастуха служба. Апчиной подкинул на огонь сухих •стеблей бурьяна, поправил их своей па стушеской клюкой. Отнёс котомку в пу стой шалаш. Вернувшись к костру, по сетовал: пастбище у Чарых-суг на исхо де, отара рыщет в степи даже по ночам, пора перебираться на новые места. В степях по Абакану немало пастбищ. — Погуляли у Чарых-суг. Хватит. Я спросил старика, как же доставля ют ему в степь провизию, и давно ли он ■был дома. Апчиной запахнул балахон и неподвижно уставился на огонь. — Фургон есть. Человек такой есть. Чабан-арбыч, помощник мой. Он и под возит. А на днях внучка приезжала, Ха- ра-Хыс. Хлеба привозила, брынзы, та бачку. Подвозят, раздают. Вез хлеба в степи не живём. Бывает, и сам на усадь бу съездишь. — Как же внучка разыскала деда? — Найти отару в степи не трудно, — сказал Апчиной, доставая трубку. — Но востей вот только, стрекоза, не привез ла. Тараторила, тараторила, да что тол ку! Сколько дождь ни льёт, камень всхо дов не даёт. Девчонка ещё малолеток. Еле-еле на седле держится. С осени, ви дишь, в школу хочет пойти. Да, думаю, мала ещё, не запишут. Послали мне с ней новый кисет. И тот, проказница, по теряла дорогой. Что с неё спросишь, с глупой Хара-Хыс? Дитя сильнее коня: и разгневает, а простишь. Повертелась тут, возле отары, поскакала, попрыгала, как воробей. Хотела было ночевать в шалаше с дедом. А стало смеркаться — вскочила на коня и домой махнула. — Малолеток, а наездница! — поди вился я. Апчиной подкинул на огонь ещё горст ку жёсткого бурьяна. — Нельзя здесь без коня. Степь. Мы были в краю богатейших табунов и отар, в краю с многовековым опытом степного скотоводства. Здесь стада не покидают пастбищ круглый год. Мы проезжали по большим и малым здеш ним дорогам, и навстречу нам постоянно попадались подводы и грузовики с шерстью и кожей, навстречу шли, пыля отцветающим ковылём, многочисленные гурты скота. Недаром в улусах по Аба кану самые уважаемые люди — пастухи. О луйших пастухах хакасские поэты пи шут песни, пастухов приглашают на свадьбы, на шумные праздничные гуля нья и пиры, как самых дорогих и почёт ных гостей. Старого Апчиноя знают не только в долине Абакана и в степных предгорьях Западного Саяна. Добрая слава о нём широко прокатилась по таёжным заим кам, горным охотничьим становищам, перемахнула через могучий Ким, вышла далеко за пределы Хакассии. У него тут свои пути и тропы, у ста рого Апчиноя, в этой раздольной степи. Всё кругом родное, привычное с дет ства. Жаркое лето сменяется золотой осенью. Зимой свирепо завывают неуго монные ветры. Круглый год встаёт над Абаканом солнце, круглый год пастух с отарой на пастбище. Где днём днюет, там и ночью ночует. Пастух стоит у жи вого, заботливого дела. Во что труда не вложено, тому и имени нет, — этому умудрила Апчиноя степная жизнь. — Где отара прошла, там и след па стуха отыскивай. Апчиной покуривал трубку, подбрасы вая на огонь бурьян. Завязались те пёстрые и перемешан ные дорожные разговоры, какие бывают обычно при нечаянных встречах в пути: всё вспоминается и обо всём легко гово рится. Мой попутчик археолог к тому же признал в пастухе своего давнего при ятеля, с которым встречался ещё при археологических раскопках возле тепе решнего железнодорожного разъезда Усть-Бюрь. Был тогда Апчиной и ловок, и силен, и статен, приходил на весёлые вечерние гулянья с молодой Майрой. Молодёжь устраивала скачки. Ловкие наездники перемахивали через туго натянутый ка нат, перескакивали на бегу с коня на ко ня. У молодого батрака Апчиноя не бы ло своего скакуна, а хозяин-бай был тру слив и скуп, чтобы дать своего коня по веселиться работнику. Апчиною остава лось только показать себя на широком лугу, где боролись силачи, шутили и куралесили затейники, либо стреляли из ружья в высоко подброшенную гривну. Статная, веселая Майра, распустив над малиновой кацавеей тяжёлые смоли стые косы, плясала до упаду с разрумя нившимися молодайками, пела красивые
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2