Сибирские огни, 1952, № 5

ключительно тяжёлых условиях. Всё это закалило её волю, выковало в ней силь­ ный характер. Своим отношением к работе Лена за­ служила доверие трудящихся масс, за­ служила доверие рабочих. Это ли не почётная задача каждого торгового ра­ ботника. Доверие народа — лучшее воз­ награждение за честное, добросовестное отношение к труду. В основу романа положено выступле­ ние товарища Сталина на XVII съезде партии, его характеристика работников торговли и значение советской торговли, как актуальной задачи, без разрешения которой невозможно было двигаться вперёд. На этой основе показаны люди, которые являются действительными про­ водниками нашего революционного, большевистского дела. К ним относятся Андрей Чернов, Лена Байкова, Калюж­ ный, Женя Смагина, Нюся Серебрякова, у которой были сначала ошибки, но ко­ торая под влиянием коллектива встала на правильный путь. Наряду с положительными, честными людьми, строящими социализм, в рома­ не выведены люди, которые ещё, к со­ жалению, имеются и сейчас в среде тор­ говых работников, — это нравственные уроды типа начальника ОРСа Гронско­ го, завмага Козловой и, пожалуй, к ним можно отнести и Нину Елистратову. Они показаны неустойчивыми в своих убеждениях, морально разложившимися людьми, и получили заслуженную кару. Повторяю, что роман Волкова имеет ряд художественных недостатков, но в целом книга совершенно правильно от­ ражает жизнь торговых работников со всеми её достижениями и недостатками. На этой книге должно воспитываться наше молодое поколение торговых ра­ ботников. В. ТЮРИНА, заместитель заведующего Облторготдела. НУЖНО ПРОДОЛЖИТЬ ЭТУ КНИГУ Я с особым удовлетворением встрети­ ла появление книги Н. Волкова «Наше родное». С моей точки зрения, в ней должна быть отражена мысль, что абсо­ лютное большинство наших торговых работников являются честными, добро­ совестными, прекрасно отдающими себе отчёт в том, на каком ответственном участке народного хозяйства они стоят и за какой ответственный участок нашего народного хозяйства они отвечают. В основном Н. Волков справился с этой задачей. У него прекрасно описана Лена Байкова, хороши Андрей, Женя Смагина и ещё ряд работников, но мне кажется, что наряду с Леной Байковой наиболее красочно следовало бы описать работу и других честных работников. Ведь проходимец Гронский показан очень красочно и даже до некоторой степени более красочно, чем все осталь­ ные, которые, наряду с Леной Байковой, хорошо работают в торговых предприя­ тиях. Совершенно не удовлетворил меня один раздел, в котором показана отмена карточной системы. Ведь отмена карточ­ ной системы была у нас не просто тех­ ническим делом. Отмена карточной си­ стемы показывала всю мощь, всё вели­ чие нашего государства, нашей социали­ стической системы ведения хозяйства. Только в наших условиях можно было за такой короткий срок отменить кар­ точную систему. И мы знаем, с каким подъёмом, в связи с отменой карточной системы, мобилизовались наши торговые работники на выполнение ставших перед нами задач, знаем, с каким восторгом приняли отмену карточной системы все- трудящиеся нашей страны. И для авто­ ра, который описывает жизнь, работу торговых работников, следовало бы этот раздел своей книги показать ярче, жи­ вее и радостнее, именно радостнее, а не так тускло, как показано это событие у Н. Волкова. Мне кажется, что не совсем правдо­ подобно описан у Н. Волкова эпизод, когда на общем собрании приходят к решению произвести внезапную реви­ зию. В практике никогда не встреча­ лось, чтобы так, на общем собрании, вдруг пришли к заключению: «А давай­ те произведём внезапную ревизию1» По­ добные вопросы решались серьёзнее и' не при таком обширном круге действую­ щих лиц. Мне кажется, что до некоторой степе­ ни писатель принижает культурный уро­ вень наших работников прилавка и ра­ ботников торговли вообще. Я хочу при­ вести несколько слов, которых просто у нас не бывает в употреблении. Герои Н. Волкова говорят: «найду управу», «дай поблажку». Один из продавцов приходит в общежитие с горячими пи­ рожками и с другими товарами и гово­ рит: «Милости просим в наш магазин». Не слышала я таких выражений. У нас говорят: «Пожалуйста, приходите к нам». Мне хотелось бы, чтобы автор про­ должил эту книгу, показав в ней те но­ вые передовые методы, которые сейчас осуществляют наши торговые работники на следующем этапе развития советской торговли. Я. СЫЧЁВА, работник Новосибирского Горторготдела. КОНФЕРЕНЦИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ Недавно Центральная библиотека име­ ни Карла Маркса и магазин книготорга № 1 организовали конференцию читате­ лей по роману Н. Волкова «Наша род-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2