Сибирские огни, 1952, № 5

Т р и б у н а О романе Н. Волкова „Наше р одное 66 НОВАЯ НУЖНАЯ ТЕМА Интерес к роману Н. Волкова не слу­ чаен: он затрагивает важную тему — советскую торговлю. Насколько нам из­ вестно, в нашей советской художествен­ ной литературе жизнь и работа работ­ ников прилавка освещается впервые. Роман тов. Волкова довольно правди­ во и ярко рисует нам жизнь торговых работников со всеми их светлыми и тём­ ными сторонами, недостатками и ошиб­ ками, горестями и радостями. Произведение состоит из трёх частей. Первая его часть относится к довоенно­ му периоду, вторая и самая обширная охватывает период Отечественной войны, наконец, третья, небольшая по объёму, повествует о послевоенных годах. Труд и служение народу — вот что составля­ ет цель и смысл жизни главных героев романа — Андрея Чернова, Лены Бай­ ковой, Калюжного, директора горторга Звонникова, Нечитайло, комсорга Жени Смагиной. Со страниц романа «Наше родное» мы увидели черты нового торгового ра­ ботника, активного строителя социали­ стического общества, борца за комму­ низм. Но наряду с замечательными совет­ скими людьми в торговле Н. Волков по­ казал людей с торгашеской психологи­ ей, людей, носящих на себе родимые пятна капиталистического прошлого. Та­ ков в романе начальник ОРСа Грон­ ский, его помощница по жульническим делам Нина Елистратова, подхалимы и мелкие взяточники Сычёв и Сёмкина. На протяжении всего романа Н. Вол­ ков прослеживает работу магазина № 17, которым руководит Андрей Чер­ нов. По мере расширения торговой дея­ тельности магазина растёт и крепнет его коллектив и особенно директор магази­ на — Андрей, поднявшийся в своём ду­ ховном развитии до крупного работника советской торговли. Поведением коллектива магазина ру­ ководит сознание, как лучше поставить работу, как разносторбннее и шире об­ служить потребителей и вывести магазин в число передовых. В этой борьбе кол­ лектив добивается больших успехов: он завоевал переходящее красное знамя. Таким образом, положительным героем на протяжении всего романа Выступает коллектив. ' Все устремления коллектива магази­ на были направлены к тому, чтобы об­ служить потребителей культурно и все­ сторонне. Трогательные чувства вызы­ вает у читателя чуткое и внимательное отношение коллектива магазина к своим постоянным покупателям. Старая учи­ тельница Лидия Ивановна Абрамова, за­ болев, не могла ходить в магазин за то­ варом. На это обратили внимание работ­ ники магазина № 17. И как внимательно затем они обслуживали Лидию Иванов­ ну! Отсюда родилась благородная идея — принимать предварительные за­ казы и доставлять по ним товар на дом. В этом коллективе мы встречаем Ели­ завету Ивановну, мало заметного про­ давца хлебного отдела, но владеющего большим знанием торговли и высоким мастерством продавца. Это сделало её популярной в области. Сюда приходили учиться ученики из торговой школы. — Елизавета Ивановна — «учебник наглядных пособий для школ», — гово­ рит о ней Андрей Ильич Чернов. Здесь же начала свою работу героиня романа Лена Байкова, прошедшая шко­ лу торгового ученичества и ставшая за­ тем директором магазина. Прекрасная черта в Лене — это её от­ ношение к труду. За какую бы работу Лена ни бралась, она целиком и само­ забвенно отдаётся своему делу, живёт им. Эту черту автор подметил и художе­ ственно ярко очертил. В духовном росте Лены не малую роль играл Андрей. В одном из своих писем он даёт такой совет Лене: «Пер­ вое — это будь всегда такой, какой я те­ бя знал: чистой и неподкупной. Не ме­ няй на сладкий пирог и нарядные тряп­ ки уважение к себе самой и душевную чистоту». В этой фразе Андрей раскрывает и свои душевные качества. Здесь мы ви­ дим формирование новой морали. Прав­ дивость и честность во всём — такое требование советского человека к себе и людям. Лена только что приступила к прак­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2