Сибирские огни, 1952, № 5
Т р и б у н а О романе Н. Волкова „Наше р одное 66 НОВАЯ НУЖНАЯ ТЕМА Интерес к роману Н. Волкова не слу чаен: он затрагивает важную тему — советскую торговлю. Насколько нам из вестно, в нашей советской художествен ной литературе жизнь и работа работ ников прилавка освещается впервые. Роман тов. Волкова довольно правди во и ярко рисует нам жизнь торговых работников со всеми их светлыми и тём ными сторонами, недостатками и ошиб ками, горестями и радостями. Произведение состоит из трёх частей. Первая его часть относится к довоенно му периоду, вторая и самая обширная охватывает период Отечественной войны, наконец, третья, небольшая по объёму, повествует о послевоенных годах. Труд и служение народу — вот что составля ет цель и смысл жизни главных героев романа — Андрея Чернова, Лены Бай ковой, Калюжного, директора горторга Звонникова, Нечитайло, комсорга Жени Смагиной. Со страниц романа «Наше родное» мы увидели черты нового торгового ра ботника, активного строителя социали стического общества, борца за комму низм. Но наряду с замечательными совет скими людьми в торговле Н. Волков по казал людей с торгашеской психологи ей, людей, носящих на себе родимые пятна капиталистического прошлого. Та ков в романе начальник ОРСа Грон ский, его помощница по жульническим делам Нина Елистратова, подхалимы и мелкие взяточники Сычёв и Сёмкина. На протяжении всего романа Н. Вол ков прослеживает работу магазина № 17, которым руководит Андрей Чер нов. По мере расширения торговой дея тельности магазина растёт и крепнет его коллектив и особенно директор магази на — Андрей, поднявшийся в своём ду ховном развитии до крупного работника советской торговли. Поведением коллектива магазина ру ководит сознание, как лучше поставить работу, как разносторбннее и шире об служить потребителей и вывести магазин в число передовых. В этой борьбе кол лектив добивается больших успехов: он завоевал переходящее красное знамя. Таким образом, положительным героем на протяжении всего романа Выступает коллектив. ' Все устремления коллектива магази на были направлены к тому, чтобы об служить потребителей культурно и все сторонне. Трогательные чувства вызы вает у читателя чуткое и внимательное отношение коллектива магазина к своим постоянным покупателям. Старая учи тельница Лидия Ивановна Абрамова, за болев, не могла ходить в магазин за то варом. На это обратили внимание работ ники магазина № 17. И как внимательно затем они обслуживали Лидию Иванов ну! Отсюда родилась благородная идея — принимать предварительные за казы и доставлять по ним товар на дом. В этом коллективе мы встречаем Ели завету Ивановну, мало заметного про давца хлебного отдела, но владеющего большим знанием торговли и высоким мастерством продавца. Это сделало её популярной в области. Сюда приходили учиться ученики из торговой школы. — Елизавета Ивановна — «учебник наглядных пособий для школ», — гово рит о ней Андрей Ильич Чернов. Здесь же начала свою работу героиня романа Лена Байкова, прошедшая шко лу торгового ученичества и ставшая за тем директором магазина. Прекрасная черта в Лене — это её от ношение к труду. За какую бы работу Лена ни бралась, она целиком и само забвенно отдаётся своему делу, живёт им. Эту черту автор подметил и художе ственно ярко очертил. В духовном росте Лены не малую роль играл Андрей. В одном из своих писем он даёт такой совет Лене: «Пер вое — это будь всегда такой, какой я те бя знал: чистой и неподкупной. Не ме няй на сладкий пирог и нарядные тряп ки уважение к себе самой и душевную чистоту». В этой фразе Андрей раскрывает и свои душевные качества. Здесь мы ви дим формирование новой морали. Прав дивость и честность во всём — такое требование советского человека к себе и людям. Лена только что приступила к прак
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2