Сибирские огни, 1952, № 5

Это название хорошо определяет и со­ держание и общий колорит книги. Ра­ дость жизни, счастье свободного творче­ ства, гордость от сознания, что и твой труд нужен народу, Родине, готовность советского человека к борьбе за мир — вот главные темы книги. Для решения своих тем автор обра­ щается к близкой ему действительности Кузбасса, и это тоже подкупает: о Ста­ линском Кузбассе, индустриальном серд­ це Сибири написано незаслуженно мало. Герои всех его стихотворений — со­ ветские люди. Где бы они ни жили, их мысли и чувства устремлены к Москве, к Сталину. Свет кремлёвских звёзд раз­ ливается и по кузбасской земле, гово­ рит автор. Этой большой и важной теме посвящены стихотворения «Знаменосец мира», «Говорит Москва», «Свет из Кремля» и другие, отличающиеся под­ линной взволнованностью и теплотой. М. Небогатов любит Сибирь, её при­ роду, суровую и прекрасную, однако не живописная тайга и не удивительная рас- цветка закатного неба привлекают его. ...Не ярким восходом, Кузбасс, Не тайгою ты славен сейчас — Жарким заревом домен в ночах, Лесом труб в голубых небесах! Читатель вместе с героями стихов по­ бывает на колхозном поле, спустится в шахту, увидит там то новое, неотъемле­ мое, что уже стало привычным, услышит рассказ старого шахтёра о каторжных условиях труда в прошлом, и ещё раз особенно глубоко почувствует, какие ог­ ромные, ни с чем не сравнимые переме­ ны произошли на земле и под землёй в когда-то каторжной Сибири. Автор умеет найти живописную де­ таль, увидеть сам и показать читателю красоту и поэзию умного, одухотворён­ ного труда, согретого близостью комму­ низма. Естественно, что в первой книге мо­ лодого автора есть и недостатки. Во мно­ гих из них наравне с автором повинен и редактор (П. Бекшанский). Наряду с хорошими стихами в сбор­ ник включены слабые, недоработанные произведения. К их числу следует отне­ сти стихотворение «Любовь» с тысячу раз перепетыми мыслями и шаблонными «красивостями» («когда, лучом послед­ ним озарённое, порозовеет облака кры­ ло... любовью опьянённые, они вдвоём уходят за село» и т. д.). Часто неточно употреблённое слово портит в целом хорошие стихи. О подар­ ках товарищу Сталину сказано, что их «сделали, как умели, золотые руки ма­ стера», хотя по смыслу тут должно быть «как могли лучше». В этом же стихотво­ рении автор пишет: «Дети Праги, скульпторы Парижа шлют вождю релик­ вии свои», употребляя слово «релик­ вии» вместо «самое дорогое» («Знамено­ сец мира»). Неудачны такие образы, как «словно рысь, зубья (пилы. — М. Ю.) в дерево впились», или «ствол рухнул, как подстреленный орёл» («На лесосеке»). Невразумительная строфа: Вое силы отдам без остатка В бессонные ночи труда — И всё же кирпичная кладка Мне будет примером всегда! («Творчество»), В этом же стихотворении пародийно звучат строки: А нам ещё в мире огромном К колхозникам надо поспеть, К пылающим в зареве домнам. Чтоб всё повидать и воспеть. Стихи М. Небогатова разнообразны по ритмам, поэт умеет «заставить ритм ра­ ботать», «организовывать» стихотворе­ ние. Поэту необходимо овладевать ма­ стерством в лепке характеров героев, ко­ торые подчас обрисованы поверхностно. Вот герой стихотворения «Токарь»: он «пять норм за смену одолел» — но ниче­ го больше о нём мы не узнаем. Почти так же мало сообщает автор о героях стихов «Машинист», «В гостях у ветерана». Тут налицо описание факта, пусть типиче­ ского, но без проникновения в характер героя; это — «машинист вообще», «то­ карь вообще» и в итоге — «люди вооб­ ще», а не конкретный человек, живое лицо которого читатель может себе представить. Не следует автору зло­ употреблять описательностью, которая в отдельных стихах (например, «Токарь») заменяет образное отражение действи­ тельности. В ряде стихов М. Небогатова явствен­ но звучат интонации, знакомые по сти­ хам других поэтов. М. ЮМОВ. „ В ГОРАХ ГОЛУБОГО АЛТАЯ**1 Небольшая книга стихов К. Козлова состоит всего из двух разделов — ориги­ нальных стихов, объединённых в цикл «Новый город», и переводных «Песни моих алтайских друзей». В этой послед­ ней части книги представлены произве­ дения алтайских поэтов — Чота Енчино- ва, Владимира Кучияка, Алексея Калки- на, Ивана Кочеева, Селея Кудермекова, Александры Саруевой, Майныса Тюхте- нева, Сазона Чапты, Чалчика Чунеже- кова. Замечательно, что оба раздела книги объединены одним чувством, одним стремлением — показать жизнь совре­ менного Алтая, воспеть красоту его при­ роды, передать радость созидания и творчества, радость строительства ново­ 1 К. Козлов. «В горах голубого Алтая». Алтайское краевое издательство, г. Бар­ наул. 1952 г., 84 стр. Редактор Д. Русанов. 12. «Сибирские огни» № 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2