Сибирские огни, 1952, № 5
Это название хорошо определяет и со держание и общий колорит книги. Ра дость жизни, счастье свободного творче ства, гордость от сознания, что и твой труд нужен народу, Родине, готовность советского человека к борьбе за мир — вот главные темы книги. Для решения своих тем автор обра щается к близкой ему действительности Кузбасса, и это тоже подкупает: о Ста линском Кузбассе, индустриальном серд це Сибири написано незаслуженно мало. Герои всех его стихотворений — со ветские люди. Где бы они ни жили, их мысли и чувства устремлены к Москве, к Сталину. Свет кремлёвских звёзд раз ливается и по кузбасской земле, гово рит автор. Этой большой и важной теме посвящены стихотворения «Знаменосец мира», «Говорит Москва», «Свет из Кремля» и другие, отличающиеся под линной взволнованностью и теплотой. М. Небогатов любит Сибирь, её при роду, суровую и прекрасную, однако не живописная тайга и не удивительная рас- цветка закатного неба привлекают его. ...Не ярким восходом, Кузбасс, Не тайгою ты славен сейчас — Жарким заревом домен в ночах, Лесом труб в голубых небесах! Читатель вместе с героями стихов по бывает на колхозном поле, спустится в шахту, увидит там то новое, неотъемле мое, что уже стало привычным, услышит рассказ старого шахтёра о каторжных условиях труда в прошлом, и ещё раз особенно глубоко почувствует, какие ог ромные, ни с чем не сравнимые переме ны произошли на земле и под землёй в когда-то каторжной Сибири. Автор умеет найти живописную де таль, увидеть сам и показать читателю красоту и поэзию умного, одухотворён ного труда, согретого близостью комму низма. Естественно, что в первой книге мо лодого автора есть и недостатки. Во мно гих из них наравне с автором повинен и редактор (П. Бекшанский). Наряду с хорошими стихами в сбор ник включены слабые, недоработанные произведения. К их числу следует отне сти стихотворение «Любовь» с тысячу раз перепетыми мыслями и шаблонными «красивостями» («когда, лучом послед ним озарённое, порозовеет облака кры ло... любовью опьянённые, они вдвоём уходят за село» и т. д.). Часто неточно употреблённое слово портит в целом хорошие стихи. О подар ках товарищу Сталину сказано, что их «сделали, как умели, золотые руки ма стера», хотя по смыслу тут должно быть «как могли лучше». В этом же стихотво рении автор пишет: «Дети Праги, скульпторы Парижа шлют вождю релик вии свои», употребляя слово «релик вии» вместо «самое дорогое» («Знамено сец мира»). Неудачны такие образы, как «словно рысь, зубья (пилы. — М. Ю.) в дерево впились», или «ствол рухнул, как подстреленный орёл» («На лесосеке»). Невразумительная строфа: Вое силы отдам без остатка В бессонные ночи труда — И всё же кирпичная кладка Мне будет примером всегда! («Творчество»), В этом же стихотворении пародийно звучат строки: А нам ещё в мире огромном К колхозникам надо поспеть, К пылающим в зареве домнам. Чтоб всё повидать и воспеть. Стихи М. Небогатова разнообразны по ритмам, поэт умеет «заставить ритм ра ботать», «организовывать» стихотворе ние. Поэту необходимо овладевать ма стерством в лепке характеров героев, ко торые подчас обрисованы поверхностно. Вот герой стихотворения «Токарь»: он «пять норм за смену одолел» — но ниче го больше о нём мы не узнаем. Почти так же мало сообщает автор о героях стихов «Машинист», «В гостях у ветерана». Тут налицо описание факта, пусть типиче ского, но без проникновения в характер героя; это — «машинист вообще», «то карь вообще» и в итоге — «люди вооб ще», а не конкретный человек, живое лицо которого читатель может себе представить. Не следует автору зло употреблять описательностью, которая в отдельных стихах (например, «Токарь») заменяет образное отражение действи тельности. В ряде стихов М. Небогатова явствен но звучат интонации, знакомые по сти хам других поэтов. М. ЮМОВ. „ В ГОРАХ ГОЛУБОГО АЛТАЯ**1 Небольшая книга стихов К. Козлова состоит всего из двух разделов — ориги нальных стихов, объединённых в цикл «Новый город», и переводных «Песни моих алтайских друзей». В этой послед ней части книги представлены произве дения алтайских поэтов — Чота Енчино- ва, Владимира Кучияка, Алексея Калки- на, Ивана Кочеева, Селея Кудермекова, Александры Саруевой, Майныса Тюхте- нева, Сазона Чапты, Чалчика Чунеже- кова. Замечательно, что оба раздела книги объединены одним чувством, одним стремлением — показать жизнь совре менного Алтая, воспеть красоту его при роды, передать радость созидания и творчества, радость строительства ново 1 К. Козлов. «В горах голубого Алтая». Алтайское краевое издательство, г. Бар наул. 1952 г., 84 стр. Редактор Д. Русанов. 12. «Сибирские огни» № 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2