Сибирские огни, 1952, № 5
зом на ввозных породах. Местные поро ды находились в полном пренебрежении. Это относилось не только к свиноводству и овцеводству, но и к молочному ското водству. Практика эта шла вразрез с на учной мичуринской биологией, ибо не учитывала возможностей развития и ук репления признаков, приобретённых жи вотными в процессе отбора, не учитыва ла значение влияния внешней среды. Создание Алтайской породы тонкорун ных овец и северной — свиней — боль шая победа мичуринской биологии, одер жанная Симоном и Крымским. Очерки B. Лаврентьева и Н. Алексеева де тально рассказывают о работах но ваторов. К сожалению, оба очерка страдают одним существенным не достатком: в них совершенно не пока зана та идейная борьба, которую при шлось вести Симону и Крымскому про тив сторонников старых методов живот новодства. В предисловии к своей книге «Алтайская новая порода тонкорунных овец» С. Крымский пишет: «Упорным многолетним трудом, настойчивостью, в решительной борьбе с реакционными идеалистическими теориями формальной генетики о неизменности зародышевой плазмы, передовые советские овцеводы достигли поставленной цели». И эта важ нейшая сторона работ Крымского и Си мона совершенно обойдена авторами. А именно этот-то вопрос и должен был слу жить основной ведущей идеей обоих очерков. В очерке Н. Алексеева М. О. Симон показан только как учёный-животновод, лишь вскользь упомянуто о том, что он является депутатом Верховного Совета СССР, однако о работе его в качестве государственного деятеля ни слова не сказано. Как и авторы очерков о пе редовых стахановцах производства, Н. Алексеев показал своего героя толь ко в плане его профессии, чего, конечно, мало, и особенно когда речь идёт о депу тате Верховного Совета СССР. Вообще очерк производит впечатление спешной, мимоходом сделанной работы. Судя по вводной части очерка, автор и попал-то на животноводческую ферму случайно, заблудившись на охоте. В. Лаврентьев добросовестно и живо рассказывает об истории работы C. Крымского, овцах и шерсти, о техни ке бонитировки. К сожалению, для пока за самого С. Крымского, как учёного и человека, автор не нашёл достаточно яр ких красок. Овцы и шерсть выглядят в очерке гораздо ярче. Работники искусства фигурируют в трёх очерках: Ю. Сальникова «Главный режиссёр», В. Рясенцева «Солист опе ры» и А. Коптелова «Всегда в строю». Интересную задачу перед собой поста вил Ю. Сальников в очерке «Главный режиссёр», посвящённом В. П. Ред- лих, — передать роль режиссёра в созда нии спектакля. И большая часть очерка хорошо освещает этот вопрос. На приме ре работы В. П. Редлих автор даёт до вольно ясное представление, что же та кое режиссёр, постановщик. Механизм созидания спектакля, большая работа, не видимая зрителю, но решающая успех де ла, показана в действии, на конкретных примерах. Но автор почти не знакомит читателя с историей становления театра «Красный факел», историей, характер ной вообще для наших периферийных те атров. За годы советской власти ушли в прошлое старые (сезонные) труппы с ежегодно новым составом актёров, но выми режиссёрами и т. д. Такой театр не мог быть настоящим творческим коллек тивом. За один сезон люди не могли не только сработаться, но и узнать друг друга, как следует. Театр «Красный фа кел» с трудом, постепенно становился коллективом, а не труппой в старом по нимании этого слова. Ведь новая форма театрального бытия рождалась в борьбе- с закоснелыми традициями и навыками, в борьбе с чуждыми нашей эпохе влияни ями прошлого. Однако об этой борьбе, активным участником которой была В. П. Редлих, нет ни слова. Картина сплошного благополучия, показанная местами в несколько слащавых тонах, выглядит не очень убедительно. Коротко говорится, что в истории те атра были неудачи, но никакой попытки вскрыть сущность и причины этих не удач — а они заключаются, главным об разом, в пережитках старых традиций — автор не делает. В очерке Б. Рясенцева «Солист опе ры» наиболее интересна биографическая часть. Начав трудовую жизнь рабочим в мелкой колбасной мастерской, Михаил Киселёв становится исполнителем пер вых партий в одном из крупнейших опер ных театров страны. Это типичный при мер того, какие возможности предостав лены в нашей социалистической Родине для каждого способного молодого челове ка. В очерке показан и выросший Кисе лёв — артист оперного театра, с его ин дивидуальными творческими особенно стями. Несколько иначе получилось с очер ком А. Коптелова «Всегда в строю» — о художнике И. Титкове. Автор знакомит нас с биографией художника. Мы узна ем, какая тематика интересует его, како вы его важнейшие работы, но представ ления об индивидуальных чертах Титко- ва, как художника, очерк не даёт. Мы не узнаём, чем отличается стиль и манера Титкова от стиля и манеры его собратьев по кисти, что доминирует в его творчест ве: жанр, пейзаж, портрет — об этом нет ни слова. Удачен очерк Б. Сибирцева — «Вре мя —. пространство». Передовой совет ский лётчик В. Купало показан всесто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2