Сибирские огни, 1952, № 5
гражданина Советского Союза значи тельно шире профессиональных рамок. Цибизова мы видим только как произ водственника. Мимоходом мы узнаем, что он был членом комитета комсомола, вступил в партию, но как проявил себя в этом высоком звании — неизвестно. Случайно узнаём также, что его жену зовут Тоней, и больше ни одним штри хом личная жизнь Цибизова не показа на. Духовные запросы его, судя по очер ку, тоже ограничиваются лишь чтением книг о паровозной технике. Несомненно, личность Цибизова в действительности значительно богаче и разностороннее. Ав тор явно обеднил образ. Почти то же можно сказать об очер ках Н. Воскресенского «Знатная кранов щица» и Е. Павличенко «К высшей ско рости». У Н. Воскресенского «девичьи мечты» героини ограничиваются жела нием хорошо овладеть краном. Ни о чём больше она не мечтает. Даже о том, чтобы получить какую-нибудь новую, бо лее высокую техническую специальность. Все её интересы ограничены краном и его пользой для народного хозяйства. Мало и невероятно. Также однобоко показан и токарь Уша ков в очерке Е. Павличенко. Если для изображения детства Ушакова, предисто- рии его производственных успехов, ав тор нашёл довольно яркие краски и жи вой язык, то о производственной дея тельности рассказано сухо, почти прото кольно. То, что написал Евг. Беланов о на чальнике передовой смены Иванове, ед ва ли можно назвать очерком. Это — подробная информация, вернее беллетри- зированная объяснительная записка к личному делу. Лишь небольшая часть очерка пока зывает нам Иванова, как действующее, а не только говорящее лицо. Этого слиш ком мало для художественного произве дения. Таким образом, почти все очерки о работниках производства далеко не отве чают своему назначению. В них отсут ствует глубокое художественное проник новение в образ. Это — скорее рассказы о методах работы, о достигнутых успе хах. Этого, конечно, достаточно для бро шюры, имеющей целью только передачу производственного опыта, но никак не для художественного очерка. Четыре очерка посвящены изображе нию научных работников. Из них удач ным можно считать очерки А. Смердова «Призвание» и Елизаветы Стюарт «Путь восхождения». Ценность очерка А. Смердова «Приз вание» заключается в том, что он не только рисует образ архитектора Е. Ащепкова, но одновременно освещает интереснейшую проблему развития со ветской архитектуры. В наш период бур ного строительства вопрос этот имеет особо серьёзное значение. Строить быст ро, красиво и прочно, в полном соответ ствии с потребностями коммунистическо го хозяйства и быта — задача исключи тельной важности. Преклонение перед архитектурой Западной Европы и Аме рики, в котором повинны были некото рые из советских строителей, нанесло в своё время немало вреда нашему хозяй ству. Пользуясь примером строений Но восибирска, на ряде которых лежит урод ливая печать влияния упадочной буржу азной архитектуры, автор хорошо зна комит читателя с путями преодоления этих печальных ошибок прошлого, срав нивая строения двадцатых и тридцатых годов с более поздними. На этом фоне особенно понятными становятся и заслу ги Ащепкова, ставящего задачу сочета ния достижений современной строитель ной техники и русского народного зод чества. Недостаток очерка —■некоторая его растянутость. Вез ущерба для ведущей идеи очерка можно было бы меньше го ворить о некоторых частностях, меньше приводить примеров неудачных строек. Дело ведь не в количестве примеров, а в качестве яркости их показа. Чрезмерное же изобилие фактов порою заслоняет жи вой образ Ащепкова. В очерке «Путь восхождения» Елиза вета Стюарт показала не только обая тельный образ ботаника-путешественни ка Киры Аркадьевны Соболевской, но и народнохозяйственное значение её работ. Немногочисленными, но чёткими штри хами очерчены и некоторые участки эк спедиции Соболевской (Надык, Бамбын, особенно последний). Жаль только, что трусоватый проводник Надык, очень бо явшийся, что «моя умрёт — мама пла кать будет», недорисован автором. Изо бражение его начато очень интересно, но дальнейшая судьба Надыка остаётся читателю неизвестной. Основная фигура очерка — Соболев ская — показана хорошо, с подкупающей теплотой. Её упорство в достижении по ставленной цели, самоотверженность в труде выступают перед нами как типи ческие черты молодого советского учё ного. Сильное впечатление производит эпизод, когда тяжело больная Соболев ская, лёжа в палатке, продолжала руко водить исследовательской работой экспе диции. Таков стиль работы советского учёного. Значительно слабее два смежные по теме очерка о передовых работниках жи вотноводства: Н. Алексеева «М. Симон» и В. Лаврентьева «Золотое руно». М. О. Симон вывел новую породу сви ней, С. С. Крымский — овец. Главное значение работ обоих новаторов заклю чается в том, что новые породы выведе ны ими на основе местных пород скота. Длительное время развитие животновод ства в Сибири строилось главным обра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2