Сибирские огни, 1952, № 5
связан для него с декабристами, и ныне она пребывает в их среде. Автор книги «Пушкин и Сибирь», ко нечно, прав, предполагая, что «может быть, в сожжённой десятой главе .рома на Пушкин привёл бы и Татьяну, как думал привести Онегина, к декабристам. Более того, он приводит любопытнейшие сведения о том, что в декабристских кругах «Таней» себя называла жена декабриста Фонвизина. На наш взгляд, однако, к этому последнему утвержде нию А. В. Гуревич относится чересчур доверчиво. Пусть Н. Д. Фонвизина сама писала о том же И. И. Пущину, но не так редко бывает, что там, где слиш ком много говорят, ничего не найдёшь, а где ничего не говорят, там-то и таит ся искомое. Во всяком случае следова ло хотя бы назвать Марию Раев скую: об отношениях между нею и Пушкиным мы знаем гораздо больше такого, что позволяет и здесь думать именно о ней. Рассказывая о поездке поэта в Арзрум для встречи с пребывавшими там декабристами, надо бы было, кажет ся нам, привести стихотворный набросок Пушкина, сюда относящийся и трогаю щий глубоким своим и искренним чув ством: Желал я душу освежить, Бывалой шизнию пожить. В забвеньи сладком меж друзей Минувшей юности моей, Я ехал в дальние края; Искал не злата , не честей В. пыли средь копий и мечей... Это был как бы некий прообраз ещё боле© желанной поездки в ещё более дальние края... Но Пушкин и отсюда, с Кавказа, как правильно указывает на это автор книги, посылал свой привет изгнанникам, находившимся в Сибири, в частности Ивану Ивановичу Пущину, который, как истинный друг, после гибе ли Пушкина писал И. В. Малиновско му: «Если бы при мне должна' была случиться несчастная его история... ро ковая пуля встретила бы мою грудь». * ** С большим интересом читается и вто рой раздел книги— «Отклики в Сибири на дуэль и смерть Пушкина». Здесь для читателей не сибиряков! особенно много нового и любопытного в приводимых отрывках из стихов сибирских поэтов, где чувствуется значительная поэтиче ская культура. Так, у поэта-самоучки Милькеева есть такие строчки о Пушкине: Ты был родным певцом великого народа, И голос твой шумел, как русская погода. Был горд и величав, как наши небеса И в радугах сверкал , и лился к ак роса: И снегу "белого был чище, холоднее, Был громче, звонче льду, и стали был острее. Эти стихи выделяются своим своеоб разием, своего рода «сибирскою хват кой» , в которой отразилась вся широта родного для этого поэта, любимого им края. Голос Пушкина для него не просто «звучал», он «шумел», и притом как р у с с к а я п о г о д а . Можно было бы строку за строкой вскрывать это истинно вдохновенное- своеобразие, которое зовёт ещё и ещё- раз перечитывать эти строки, из кото рых, быть может, самыми характерными являются те, где Пушкин спорит с зим ними красотами Сибири и побеждает- чистотою и звонкостью своего голоса и снег, и лёд. Но самая последняя харак теристика пушкинского «голоса» застав ляет задуматься ещё! и совсем по- иному. «Стали был острее» — это срав нение, совершенно далёкое от мира природы, сроден предыдущему «льду» лишь своей гладкостью, твёрдостью, блеском, но о с т р о т а «стали» — это уже её б о е в о е качество. Пуш кин, голос которого острее стального меча, —- это уже Пушкин-боец, Пушкин- шлитик, Пушкишреволюционер. Это у тобольского поэта Милькеева, служив шего «канцелярским писцом», было лег гальною формой для нелегального воз гласа о том, о чём открыто нельзя было сказать. Мы не знаем, читал ли Милькеев, а быть может даже имел и у себя список послания Пушкина к декабристам, но невольно напрашивается сближение- м е ч а , к о т о р ы м д о б ы в а е т с я с в о б о д а , и г о л о с а П у ш к и н а , к о т о р ы й о с т р е е с т а л и . Очень любопытно отметить, что у П. П. Ершова, у которого стихи его, посвящённые памяти Пушкина, в целом страдают, на наш взгляд, некой излиш ней «нарядностью», заставляющей здесь вспомнить скорее Бенедиктова, есть также отдельные — именно боевые строки: «Он «репок — как сталь воро ная», или, по-своему, очень удачно: «Он тяжек — как меч славянина». Мы остановились с известной подроб ностью на отдельных фрагментах стихо творений сибирских поэтов по той при чине, что, как нам кажется, это один из любопытнейших документальных приме ров того, как один великий поэт воспри нимается другими поэтами, по отноше нию к которому сами они являются по- клонникамя-читателями. Читательские- восприятия тоже имеют свои градации: и среди читателей бывают так называе мые «средние» (однако же и они по- своему очень разные), а вот рядом,, глядишь, и определённо «талантливый». Но поэт, воспринимающий другого поо- та, — это совсем особый род читателя. Сам Пушкин, в одном из своих юно шеских посланий, обращаясь к поэту,, пишущему для «священной истины дру зей» , говорит о тех, кто его «во-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2