Сибирские огни, 1952, № 5
Всё! это должно, несомненно, читаться с большим интересом. Автор сжато, но достаточно полно освещает взаимную теснейшую связь между Пушкиным и декабристами. И всё ж е мы даём здесь некоторые замечания относительно того, как мож но было бы углубить самую обработку этой важной темы. Нужно, впрочем, памятовать, что и любая работа о Пуш кине требует особо внимательного к себе отношения: вспомним, как сам он был строг по отношению к самому себе. * Нам думается, например, что приводя те или иные цитаты из Пушкина, было бы нелишним здесь же давать и неко торые к ним комментарии с расчётом разбудить у читателя более глубокое восприятие данных пушкинских строк. Так, автор книги совершенно прав, рас ценивая самый факт пересылки поэтом в Сибирь знаменитого его послания: «Во глубине сибирских руд» , как исключи тельно мужественный поступок, за кото рым могли бы возникнуть самые тяжё лые последствия: «Пушкин хорошо представлял себе всё это, но не дрогнул, не изменил своих отношений ни к сво им разгромленным друзьям, ни к вы ношенным ими идеям декабризма». И далее приводится само это послание. И здесь, конечно, не худо было бы под черкнуть для читателя то, что именно и делало этй стихи столь вызывающими. В самом деле, Пушкйн не говорит: «Смиритесь!». Нет, напротив того: ког да он говорит о терпении, то называет его г о р д ы м, а самое стремление их дум — в ыс о к и м , . Он напоминает и о н а д е ж д е , о том, что придёт ж е л а н н а я пора. Эта «желанная пора», данная без всяких оговорок, — желанна, конечно, не для одних сосланных: это одинаковое желание — общее и у них, и у самого поэта, который тем самым солидаризируется полностью с декабри стами. Наконец, в заключение Пушкин уже неприкровенно говорит о том, как п а д у т о к о в ы и р у х н у т т е м - и и ц ы. Этот конец стихотворения за ставляет вспомнить юношеское послание Пушкина «К, Чаадаеву», где также меч тает поэт о том, как на о б л о м к а х с а м о в л а с т ь я «напишут наши имена». Остановимся ещё немного на этой по следней строке из послания «К Чаадае ву». Пушкин здесь говорит, что когда победит революция, Родина не забудет тех, кто содействовал этой её победе. Тот же самый смысл имеет и последняя строка «Послания в Сибирь»: «И братья меч вам отдадут». Это значит опять-таки, что победившая революция не забудет тех, кто содействовал её победе и, чествуя их, возвратит им, то самое оружие, ношение которого им бы ло запрещено самодержавием. Несомненно, что эта близость «По слания в Сибирь» к юношескому его посланию, за которое пострадал и сам Пушкин, была горячо и взволнованно- воспринята «во глубине сибирских РУД»... Второго рода замечание относится к цитатам, приводимым из трудов иссле- дователей-пушкиниетов. Так (на стр. 15) автор книги приводит цитату из- Н. Лернера, -в которой даётся анализ, известной строфы «Евгения Онегина»: Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал... Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал. Без них Онегин дорисован. А та, с которой образован Татьяны милый идеал... О, много, много рок отъял! Блажен, кто праздник жизни р ано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочёл её романа И вдруг умел расстаться с ним. Как я с Онегиным моим. Если Лернер совершенно справедливо! говорит о том, что строка— «иных уж нет, а те далече» носит характер «от крытого изъявления сочувствия декабри стам», то более чем сомнительно его же- высказывание, что будто бы Пушкин, «завидует тем, которые ушли в «ка торжные воры» с -незаконченного «праздника жизни». Да как этому мож но завидовать, -когда поэт всю свою жизнь был озабочен вопросом, как о б л е г ч и т ь у ч а с т ь сосланных?' Далее пушкинист-исследователь говорит про поэта, что будто бы и «сам он уж е начал допивать из опустевшего бокала «терпкую гущу» . Едва ли есть -надоб ность подробно доказывать, что э т и высказывания Лернера ошибочны и что- не следовало их приводить, д-а ещё с оттенком признания «-справедливости» этих суждений. Пушкин восклицая «блажен» не о тех, кто «далече», а о тех, которых «уж нет». Для Пушкина «праздник жизни» есть сама жизнь. Мы уже не говорим о характеристике жиз ни самого поэта, как её рисует нам Лер нер. Пушкин, н е в з и р а я н и на ч т о , пил не какую-то «терпкую гущу» из «опустевшего» бокала: он до конца своей жизни был полон могучего дара творчества и вёл неустанную борьбу за эту свою творческую свободу. Что касается воспоминания о Татьяне, то несомненно, что она здесь для него не только героиня романа, которую нельзя не упомянуть вместе с Онегиным. Если с Онегиным расстается сам поэт, то Татьяну от него отнял р о к , и тем самым она- становится р я д о м с т е м и , к т о н ы н е п р е б ы в а е т «д а л -е ч е » . Так, Пушкин признаётся открыто, что живой прообраз Татьяны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2