Сибирские огни, 1952, № 5
говорят поэты И. Истомин, А. Самар, И. Долганов. Воинскому долгу обороны Отечества посвящены пламенные строки А. Самара, П. Алексеева, А. Платонова, Г- Чинкор.а. Такие же чувства владеют и нашими прозаиками («Рассказ о себе» М. Казанцева, «Второе рождение» П. Са вина, «Снайпер» Г. Семёнова и др.). Рождённые Великим Октябрём, писа тели вошли в литературу с именами Ленина и Сталина на устах. Помыслы поэтов всегда устремлены к творцам но вой жизни и счастья людей. Спаянные нерушимой дружбой, Ленин и Сталин давно уже стали национальными героя- ми-богатырями, которых народная фан тазия перенесла в родную среду. Образы этих богатырей, победителей зла на зем ле, связаны чаще всего с животворящим Солнцем, которое они вернули обездо ленным людям. Из фольклора такие мо тивы перешли в литературу. Поэты соз дали для Ленина и Сталина новые бога тые образы, насытили их глубокими ду мами и чувствами, нашли для них горя чие впечатляющие слова. Ненец Н. Вылка славит Ленина, назы вая его солнцем, дающим свет и тепло. Скорбя о кончине вождя, поэт говорит: И когда положили его в мавзолей, Заплакали мы, а он — Спокойный за нас, за всех детей, Лежал, будто видел сон. Он знал, что в тундре калсдый согрет, Что солнце сияет над ней, Что Сталин держит ленинский свет 03 могучей руке своей. («Солнце Ленина светит в тундре»), А на другом краю советской земли чукча Эрмитэгин завершил своё стихот ворение о тундре припевом: «Ленин велик, Сталин велик1 Песня над тундрой звенит, как родник» («Советская тун дра».). Те же чувства встречаем мы в прозаи ческих произведениях. Имена великих вождей — первые слова, которые учатся читать люди Севера («Качона» Н. Ла- матканова). Ленин «развязал глаза» тёмным людям, Сталин «вывел народ в свет» («Красный суглан» Н. Сахарова). Величественный образ Сталина, живу щего в сердцах народных, создали А. Платонов, Г. Чинков, Д. Кимонко. А. Самар. Одно из многих, посвящ'ённых Сталину произведений («Счастье народ ное наше») А. Самар, заканчивает сло вами: Путь указал ты нам. В мире нет лучше путей.. Радость и счастье народы с тобою познали.^ Гордо идут за тобой миллионы людей. Славу поют тебе, славу великую, Сталин! Имя Сталина олицетворяет и ту вели кую борьбу за мир, которая разгорелась во всём мире («Голубь мира» И. ^Исто мина, «Миру — мир» Н. Слепцовой). Не давно ещ'ё отсталые люди Севера живут теперь теми же думами, что и весь совет ский народ. Вместе с ним они питают глубокую уверенность в победе сил мира («Мы верим» Г. Трифонова.). *** Попытаемся подвести некоторый итог нашему беглому обзору литературы наро дов Севера. Основным источником, питающим эту литературу, служит социалистическая действительность, новая советская жизнь. Именно она родила присущее прозаикам и поэтам чувство современности, обога тила творчество их новыми темами и иде ями. Нетрудно убедиться, что с развити ем социалистического строительства на Севере постепенно становилось сложнее, разнообразнее и богаче содержание ли тературных произведений. От первых робких опытов в институтских сборниках «О нашей жизни» или «Тайга и тундра» до поэзии и прозы А. Самара, Г. Чинко- ва, Н. Тарабукина, Д. Кимонко литерату ра прошла в несколько лет огромный путь. Очень велико значение в развитии на ционально-северной литературы устного народного творчества. Фольклор играет исключительную роль в творчестве писа телей народов, не унаследовавших ни письменности, ни литературы- Особенно это относится к начальному времени ста новления северной литературы. Я уже указывал, что наряду с литературно об работанными или просто записанными об разцами народного творчества, прозаики и поэты создали, на основе фольклора, новые, вполне оригинальные произведе ния. Эти, далёкие от простого подража ния устному творчеству, произведения, широко пользуются его богатствами — языком, образами, художественными приёмами. Продолжают они и прежние творческие традиции, воплощая в своих образах мотивы борьбы добра и зла, заветные думы и надежды народа. Вме сте с тем на них лежит явный отпечаток новых взглядов писателей, как передо вых представителей своего народа. Ска зывается это и в стремлении к. реализму и в связанном с этим отказе от фольклор ной фантастики, и в новых насыщающих произведения идеях. В статье о коряк ских повестях «Последняя битва» К. Кек- кетына и «Нотаймэ» Л. Жукова С. Н. Стебницкий показал, что в основе этих исторических произведений лежит идея межплеменного объединения коряков, превращения разобщённых и враждеб ных родоплеменных групп в единый ко рякский народ. Другим мотивом служит в повести Жукова мысль о национальном равноправии, а у Кеккетына — идея дружбы народов. Совершенно ясно, что такие идеи — прямой результат социа листического строительства, разбудив
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2