Сибирские огни, 1952, № 5
Очень часто пишут поэты о своей школе, об институте народов Севера, где приобщились они к великой русской культуре, создают жизнерадостные пес ни о комсомоле, выражают в своих сти хах огромную любовь к русскому наро ду и его выдающимся деятелям Ленину и Сталину, великим писателям Пушкину и Горькому (стихи Н. Сахарова, А. Пла тонова, А. Самара, Н, Трофимова и др.). Широко представлена в современной поэзии Севера колхозная тема. Поэты— Г- Чинков, И. Беляев, М. Вахрушева — воспевают свободный радостный труд на обновлённой земле, славят знатных лю дей — колхозников, рисуют, как новая жизнь вторглась в каждый дом, в каж дую семью. Совершенно иным стал ранее мёртвый Север. Всюду выросли города, заводы, совхозы. Трактор поднимает вековую це лину, зеленеют поля, цветут сады. Тепло ходы, паровозы и самолёты разбудили безмолвные просторы. Тема великого преобразования родной земли всё силь нее и сильнее звучит в творчестве А. Платонова, Г. Чинкова, Н. Сахарова, А. Самара. Так, «Новая тайга» Г. Чин кова интересна редким контрастом с во спетой им ранее девственной тайгой («Сахалинская тайга»). Теперь в тайге звенят топоры, и стро ятся деревни; пожни и огороды потесни ли березняки. Законной гордостью зву чат слова поэта: Это нашей рукой Школы открываются, Это нашей рукой Почва поднимается. О новой тундре и победе человека над её суровой природой, о стройках комму низма говорит в скупых лаконичных строфах чукча Эрмитэгин («Советская тундра»). Завоеванным победам и ясно зримым рссткам коммунизма посвящены стихи И. Истомина («Всходы комму низма»). Внимание поэтов, как и прозаиков, привлекал национальный фольклор. Они либо черпали сюжеты из народного твор чества, либо создавали самостоятельные произведения в близких к фольклору ху дожественных формах. Сюда относится упомянутая уже поэма «Гегдаллукун и Ульгэриккэн» А. Салаткина, заимство ванная из сказаний ангарских эвенков и повествующая о любви девушки и юно ши, о тяжёлой и длительной межродовой борьбе. Напоминающее былину сказание «Гарпаниндя», рассказывает о древних странствиях эвенков и столкновениях их с чужими племенами. Сказки в стихах «Сулакичан» и «Мэнгункэн» рисуют по хождения лисицы и нападение медведя на девушку. Появившееся недавно произ ведение эвенкийской поэтессы А. Салат- киной-Вакувагир «Интылгучан» переда ёт сказки о сове. Поэзия северных поэтов привлекает своей безыскусственностью и большой простотой художественных приёмов. Естественность и непосредственность вместе с ясным прозрачным языком и оригинальной ритмичностью придаёт сти хам своеобразную прелесть. Характерная черта, как и в прозе. — большая лако ничность, часто предельная скупость ре чи, усиливающая её выразительность. Возникшая у некоторых народов дра матургия выросла непосредственно из художественной самодеятельности. Пер вые, предпринятые обычно учащимися, постановки являлись инсценировками- импроЕНзациями на темы борьбы с кула ками и шаманами. Из коллективных им провизаций стали рождаться настоящие пьесы. Так появились пьесы чукотские— «Поражение шамана» (курсанта-пропа- гандиста Тумгекай) и «Шаман» (предсе дателя Лоринского колхоза Енок), ненец кие — «Вавля-Ненянг» и «Шаман» (дра матурга И. Ного), нивхская — «Кулак» (П. Байгука) и др. Весьма существенная часть северного театра — богатый этно графический фон: национальный быт, национальный орнамент, такие же музы кальные и фольклорные мотивы и танцы. Общественно-культурная роль писа телей народов Севера выходит далеко за пределы оригинального художественного творчества. Будучи действительно пере довыми людьми своего народа они вы полняют и другие весьма важные для Севера работы- Очень велика деятель ность их в области переводной и учебной литературы. Северный читатель получил возможность прочесть на родном язы ке биографию и отдельные труды И. В. Сталина, произведения классиков (Горького, Короленко, Крылова, Некра сова, JI. Толстого, Тургенева) и современ ных писателей (Шолохова, Маршака и др.). Весьма плодотворно участие север ных писателей в составлении учебников (главным образом хрестоматий) для на циональных школ. Литературное творчество, как одно из наиболее выразительных проявлений об щественного сознания, ярко раскрывает новую идеологию народов Севера, поя вившееся у них совершенно иное, чем прежде, отношение к миру. При всём разнообразии как бытового, этнографи ческого фона, так и национальных худо жественных форм современных произве дений, все они проникнуты одной идей ной устремлённостью, выражающей мо рально-политическое единство народов нашей страны. Неотъемлемыми чертами этой новой идеологии являются чувства горячего патриотизма, любви к русским братьям, дружбы со всеми народами. О славе и мощи Родины и братстве народов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2