Сибирские огни, 1952, № 5

Очень часто пишут поэты о своей школе, об институте народов Севера, где приобщились они к великой русской культуре, создают жизнерадостные пес­ ни о комсомоле, выражают в своих сти­ хах огромную любовь к русскому наро­ ду и его выдающимся деятелям Ленину и Сталину, великим писателям Пушкину и Горькому (стихи Н. Сахарова, А. Пла­ тонова, А. Самара, Н, Трофимова и др.). Широко представлена в современной поэзии Севера колхозная тема. Поэты— Г- Чинков, И. Беляев, М. Вахрушева — воспевают свободный радостный труд на обновлённой земле, славят знатных лю­ дей — колхозников, рисуют, как новая жизнь вторглась в каждый дом, в каж­ дую семью. Совершенно иным стал ранее мёртвый Север. Всюду выросли города, заводы, совхозы. Трактор поднимает вековую це­ лину, зеленеют поля, цветут сады. Тепло­ ходы, паровозы и самолёты разбудили безмолвные просторы. Тема великого преобразования родной земли всё силь­ нее и сильнее звучит в творчестве А. Платонова, Г. Чинкова, Н. Сахарова, А. Самара. Так, «Новая тайга» Г. Чин­ кова интересна редким контрастом с во­ спетой им ранее девственной тайгой («Сахалинская тайга»). Теперь в тайге звенят топоры, и стро­ ятся деревни; пожни и огороды потесни­ ли березняки. Законной гордостью зву­ чат слова поэта: Это нашей рукой Школы открываются, Это нашей рукой Почва поднимается. О новой тундре и победе человека над её суровой природой, о стройках комму­ низма говорит в скупых лаконичных строфах чукча Эрмитэгин («Советская тундра»). Завоеванным победам и ясно зримым рссткам коммунизма посвящены стихи И. Истомина («Всходы комму­ низма»). Внимание поэтов, как и прозаиков, привлекал национальный фольклор. Они либо черпали сюжеты из народного твор­ чества, либо создавали самостоятельные произведения в близких к фольклору ху­ дожественных формах. Сюда относится упомянутая уже поэма «Гегдаллукун и Ульгэриккэн» А. Салаткина, заимство­ ванная из сказаний ангарских эвенков и повествующая о любви девушки и юно­ ши, о тяжёлой и длительной межродовой борьбе. Напоминающее былину сказание «Гарпаниндя», рассказывает о древних странствиях эвенков и столкновениях их с чужими племенами. Сказки в стихах «Сулакичан» и «Мэнгункэн» рисуют по­ хождения лисицы и нападение медведя на девушку. Появившееся недавно произ­ ведение эвенкийской поэтессы А. Салат- киной-Вакувагир «Интылгучан» переда­ ёт сказки о сове. Поэзия северных поэтов привлекает своей безыскусственностью и большой простотой художественных приёмов. Естественность и непосредственность вместе с ясным прозрачным языком и оригинальной ритмичностью придаёт сти­ хам своеобразную прелесть. Характерная черта, как и в прозе. — большая лако­ ничность, часто предельная скупость ре­ чи, усиливающая её выразительность. Возникшая у некоторых народов дра­ матургия выросла непосредственно из художественной самодеятельности. Пер­ вые, предпринятые обычно учащимися, постановки являлись инсценировками- импроЕНзациями на темы борьбы с кула­ ками и шаманами. Из коллективных им­ провизаций стали рождаться настоящие пьесы. Так появились пьесы чукотские— «Поражение шамана» (курсанта-пропа- гандиста Тумгекай) и «Шаман» (предсе­ дателя Лоринского колхоза Енок), ненец­ кие — «Вавля-Ненянг» и «Шаман» (дра­ матурга И. Ного), нивхская — «Кулак» (П. Байгука) и др. Весьма существенная часть северного театра — богатый этно­ графический фон: национальный быт, национальный орнамент, такие же музы­ кальные и фольклорные мотивы и танцы. Общественно-культурная роль писа­ телей народов Севера выходит далеко за пределы оригинального художественного творчества. Будучи действительно пере­ довыми людьми своего народа они вы­ полняют и другие весьма важные для Севера работы- Очень велика деятель­ ность их в области переводной и учебной литературы. Северный читатель получил возможность прочесть на родном язы­ ке биографию и отдельные труды И. В. Сталина, произведения классиков (Горького, Короленко, Крылова, Некра­ сова, JI. Толстого, Тургенева) и современ­ ных писателей (Шолохова, Маршака и др.). Весьма плодотворно участие север­ ных писателей в составлении учебников (главным образом хрестоматий) для на­ циональных школ. Литературное творчество, как одно из наиболее выразительных проявлений об­ щественного сознания, ярко раскрывает новую идеологию народов Севера, поя­ вившееся у них совершенно иное, чем прежде, отношение к миру. При всём разнообразии как бытового, этнографи­ ческого фона, так и национальных худо­ жественных форм современных произве­ дений, все они проникнуты одной идей­ ной устремлённостью, выражающей мо­ рально-политическое единство народов нашей страны. Неотъемлемыми чертами этой новой идеологии являются чувства горячего патриотизма, любви к русским братьям, дружбы со всеми народами. О славе и мощи Родины и братстве народов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2