Сибирские огни, 1952, № 5
чим, деление нанайских сказок на муж ские—с пением (слов героя) и женские— без него. В 30-х годах женское пение завоевало всеобщее признание и стало неотъемлемой частью художественной самодеятельности. Самый факт публично го исполнения песен показателен для но вого положения женщины в обществе. Только для сравнения со светлым на стоящим вспоминают поэты мрачное прошлое. На таком контрасте построены стихотворения А. Самара о городе, сме нившем убогое нанайское стойбище, или о появившемся на родине поэта цветущем колхозном селе. Такою же представляет ся поэту и вся судьба его измученного в прошлом народа: «Ты расцвёл, молодой мой народ. Ты идёшь дорогой прямой, Путь указывает вперёд Солнце Сталина над тобой». Особенно сильны такие контрасты в поэзии народов, узнавших в своё время злейших врагов трудящихся Севера — американских хищников. Воспевая новую жизнь, охотский эвен Кирилл Вона вспо минает, как обирали его деда грабители янки: «Слышали много красивых слов, А больше видели слёз. Знает Вона, сколько песцов В Америку Билл увёз. Слышал Вона от Билла не раз,— «Сочтёмся, кури табак. Туземец создан работать н а нас... В Америке только так». Но тьме на смену приходит заря , — Красный пришёл Совет. Вона увидел луч Октября, Вона увидел свет. Что же имеет прадед сейчас, В солнечный, новый век? Вона — почётный колхозник у нас, Хозяин земель и рек». Неиссякаемым и теперь источником вдохновения поэтов служит изумительно развитое у них, как у всех северян, чув ство природы. Горячей любовью к род ному краю, тонким знанием его суровой, но прекрасной природы проникнуты их стихи. В ярких художественных образах они воспевают близкий любимый пейзаж, многоводные реки, бескрайние просторы тундры и тайги, бурную смену времени года, борьбу стихий- Прямым наследием старого народного творчества была пес ня-импровизация, обретавшая с течением времени в творчестве поэтов более высо кую поэтическую форму и идейную зна чительность. Песни о родной природе обогатились думами о современном чело веке — создателе новой природы. Темам природы отдали дань многие наши поэты. Хант П. Хатанзеев вспоми нает первый снег, значение пороши для охотника, а соплеменник его Г. Лазарев— молчаливые леса и голубые просторы Конды. Эвенк А. Салаткин прислуши вается к журчанию воды, перекличке птиц за рекою, шелесту листьев от ветра. Эвенк А. Платонов рисует пробуждение жизни весной, когда «по дороге торопли во время теплое иДёт». Весёлой, радост ной песнью приветствует он наступление лета. Такие же мотивы родной природы встречаем мы и у эвенов Н. Тарабуки- на и А. Черканова, нанайца А. Самара, чукчи Ю. Рытхеу и др. Наиболее сильно увлекали темы при роды эвенка Г. Чинкова, создавшего большой цикл стихов о родном Сахалине. Поэта вдохновляли и весенние согрева ющие вс'ё живое дни, и летнее тёмное небо, и играющее волнами море, и льди на, что носится по синим водам, и гроз ные картины пожара, и бури в тайге, и близкие охотнику звери и птицы. В ранних произведениях Чинкова лю дей было мало. Лишь изредка, случайно мелькали резвящиеся ребята или охот ники на промысле. Но вскоре современ ный человек и его великие дела заняли должное место в творчестве поэта. Волнуют поэтов Севера и интимные чувства. А. Кириллов воспевает юность и любовь, а поэт эвенк С. Пикунов — печаль девушки по своему милому. За мечателен подлинною лиричностью, за душевностью и теплотою цикл произве дений нанайца А. Самара, посвящённый любимой подруге. Сильно звучат теперь и темы социали стической действительности, обогатив шей поэтов новыми мыслями и чувст вами. А. Платонов говорит о железной воле мшучей партии, с корнем вырвавшей рабство и преобразившей весь советский мир, а другой эвенк А. Салаткин — о знаменательном появлении первого ком муниста в тайге. Подлинным волнением проникнуты строфы эвенка Г. Чинкова, славящего «Сталинский закон»: Север, слушай эту песню, Пусть она прольётся звоном О великом и чудесном Мудром Сталинском законе! С таким же чувством говорит и нанаец А. Самар о золотом «Сталинском зако не», озарившем Родину лучами счастья. В «Празднике Конституции» он шлёт го рячую благодарность её великому творцу: З а справедливости закон Мы власть Советов крепко чтим, И в этот день, счастливый день. За радостный, за новый путь Мы Сталина благодарим. Поэтам старшего поколения вторит юный эвен В. Беляев стихами о небыва лом счастье советских людей. Поэты Вахрушева, Самар, Платонов, Сахаров, Чинков воспевают крепкую, как сталь, воспитанную партией Ленина — Сталина Советскую Армию, замечатель ных советских летчиков, раскрепощённую революцией женщину, незабываемые дни выборов в Верховный Совет и дни все народных праздников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2