Сибирские огни, 1952, № 5

чим, деление нанайских сказок на муж­ ские—с пением (слов героя) и женские— без него. В 30-х годах женское пение завоевало всеобщее признание и стало неотъемлемой частью художественной самодеятельности. Самый факт публично­ го исполнения песен показателен для но­ вого положения женщины в обществе. Только для сравнения со светлым на­ стоящим вспоминают поэты мрачное прошлое. На таком контрасте построены стихотворения А. Самара о городе, сме­ нившем убогое нанайское стойбище, или о появившемся на родине поэта цветущем колхозном селе. Такою же представляет­ ся поэту и вся судьба его измученного в прошлом народа: «Ты расцвёл, молодой мой народ. Ты идёшь дорогой прямой, Путь указывает вперёд Солнце Сталина над тобой». Особенно сильны такие контрасты в поэзии народов, узнавших в своё время злейших врагов трудящихся Севера — американских хищников. Воспевая новую жизнь, охотский эвен Кирилл Вона вспо­ минает, как обирали его деда грабители янки: «Слышали много красивых слов, А больше видели слёз. Знает Вона, сколько песцов В Америку Билл увёз. Слышал Вона от Билла не раз,— «Сочтёмся, кури табак. Туземец создан работать н а нас... В Америке только так». Но тьме на смену приходит заря , — Красный пришёл Совет. Вона увидел луч Октября, Вона увидел свет. Что же имеет прадед сейчас, В солнечный, новый век? Вона — почётный колхозник у нас, Хозяин земель и рек». Неиссякаемым и теперь источником вдохновения поэтов служит изумительно развитое у них, как у всех северян, чув­ ство природы. Горячей любовью к род­ ному краю, тонким знанием его суровой, но прекрасной природы проникнуты их стихи. В ярких художественных образах они воспевают близкий любимый пейзаж, многоводные реки, бескрайние просторы тундры и тайги, бурную смену времени года, борьбу стихий- Прямым наследием старого народного творчества была пес­ ня-импровизация, обретавшая с течением времени в творчестве поэтов более высо­ кую поэтическую форму и идейную зна­ чительность. Песни о родной природе обогатились думами о современном чело­ веке — создателе новой природы. Темам природы отдали дань многие наши поэты. Хант П. Хатанзеев вспоми­ нает первый снег, значение пороши для охотника, а соплеменник его Г. Лазарев— молчаливые леса и голубые просторы Конды. Эвенк А. Салаткин прислуши­ вается к журчанию воды, перекличке птиц за рекою, шелесту листьев от ветра. Эвенк А. Платонов рисует пробуждение жизни весной, когда «по дороге торопли­ во время теплое иДёт». Весёлой, радост­ ной песнью приветствует он наступление лета. Такие же мотивы родной природы встречаем мы и у эвенов Н. Тарабуки- на и А. Черканова, нанайца А. Самара, чукчи Ю. Рытхеу и др. Наиболее сильно увлекали темы при­ роды эвенка Г. Чинкова, создавшего большой цикл стихов о родном Сахалине. Поэта вдохновляли и весенние согрева­ ющие вс'ё живое дни, и летнее тёмное небо, и играющее волнами море, и льди­ на, что носится по синим водам, и гроз­ ные картины пожара, и бури в тайге, и близкие охотнику звери и птицы. В ранних произведениях Чинкова лю­ дей было мало. Лишь изредка, случайно мелькали резвящиеся ребята или охот­ ники на промысле. Но вскоре современ­ ный человек и его великие дела заняли должное место в творчестве поэта. Волнуют поэтов Севера и интимные чувства. А. Кириллов воспевает юность и любовь, а поэт эвенк С. Пикунов — печаль девушки по своему милому. За­ мечателен подлинною лиричностью, за­ душевностью и теплотою цикл произве­ дений нанайца А. Самара, посвящённый любимой подруге. Сильно звучат теперь и темы социали­ стической действительности, обогатив­ шей поэтов новыми мыслями и чувст­ вами. А. Платонов говорит о железной воле мшучей партии, с корнем вырвавшей рабство и преобразившей весь советский мир, а другой эвенк А. Салаткин — о знаменательном появлении первого ком­ муниста в тайге. Подлинным волнением проникнуты строфы эвенка Г. Чинкова, славящего «Сталинский закон»: Север, слушай эту песню, Пусть она прольётся звоном О великом и чудесном Мудром Сталинском законе! С таким же чувством говорит и нанаец А. Самар о золотом «Сталинском зако­ не», озарившем Родину лучами счастья. В «Празднике Конституции» он шлёт го­ рячую благодарность её великому творцу: З а справедливости закон Мы власть Советов крепко чтим, И в этот день, счастливый день. За радостный, за новый путь Мы Сталина благодарим. Поэтам старшего поколения вторит юный эвен В. Беляев стихами о небыва­ лом счастье советских людей. Поэты Вахрушева, Самар, Платонов, Сахаров, Чинков воспевают крепкую, как сталь, воспитанную партией Ленина — Сталина Советскую Армию, замечатель­ ных советских летчиков, раскрепощённую революцией женщину, незабываемые дни выборов в Верховный Совет и дни все­ народных праздников.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2