Сибирские огни, 1952, № 5
темы («Беспечный», «Хитростью добыл», «Орёл» и др.). Упомянем в заключение о прозе, так или иначе связанной с фольклором. Бла годаря интересу многих писателей к на циональному фольклору появились но вые образцы мало известного народного творчества. Ненец А. Пырерка, эвенк В. Нежемский, чукча Тынэтэгын, коряки Баранников и Нутевьин опубликова ли сказки своего народа. Корякская мо лодёжь собрала исторический фольклор, также впоследствии напечатанный. Дру гие писатели создали на основе фолькло ра совершенно новые оригинальные про изведения. Наиболее примечательные из них — повести коряков Кеккеты- на («Последняя битва») и Жукова («Но- таймэ»). Разносторонняя одарённость северных писателей сказалась в том небезинтерес- нсм факте, что многие из них были одно временно и художниками-иллюстратора- ми. Ненец Н. Вылка, например, иллюст рировал произведения А. Пырерка и свои собственные, коряк Енагыт — по вести Кецая Кеккетына, Н. Тарабукин—- свою повесть «Моё детство» и т. д. Не имея возможности остановиться на худо жественных достоинствах книжной гра фики, я лишь выражу сожаление, что искусство это не привлекло ещё до сих пор внимания ни этнографов, ни искус ствоведов. Жизненный путь упомянутых писате лей, примерно, одинаков. Все они—дети бедноты, сами с юных лет охотники, ры баки и пастухи, воспитанники советской школы и ленинского комсомола. Закон чив образование в национальных учили щах, они понесли полученные знания родному пароду. Кроме того, уже после войны в ман сийскую литературу вступил прозаик, участник войны М. Казанцев. Из круж ков самодеятельности вышли талантли вые сказительницы, исполнительницы народных песен, колхозницы М. Сайна- хова, С. Оманова, Е. Содомина. У хантов появились поэты Г. Трифонов, Н. Китае ва и В. Кичагов, а у ненцев — А. Тали- гин, И. Булаев. Из эвенков выдвинулась поэтесса А. Салаткина-Вакувагир. В эвенскую литературу вошли поэты Вона Кирилл, П. Ханьгами, А. Абрамова, У. Бабцева, Н. Слепцова. Ряды писате лей народов Амура пополнились поэтами нанайцами А. Пассаром и Ф. Киле, уль- чей П. Удига, удэгейцем И. Кулюнша. Новые писатели чукчи представлены поэтом и прозаиком Ю. Рытхеу, поэтами Н. Я. Ятгыргын и Т. Тынынэут и прозаи ком И. Гиутегин. Студенты коряки A. Яйлеткан, С. Данилов и эскимоска B. Анальквасак пишут рассказы из жизни родных колхозов, а коряки Г. Миронов и П. Баям и юкагиры И. Долганов и П. Щербаков стали поэтами. Впервые появился в литературе представитель народа нганасан — поэт Чуначар Ла- томи. * Поэзия народов Севера представлена различными жанрами, от крупных произ ведений типа былин и поэм («Гегдаллу- кун и Ульгэриккэн» А. Салаткина, «Гар- паниндя» Г. Чинкова и др.) до неболь ших лирических стихотворений. Очень, разнообразно и содержание произведе ний, воспевающих родную природу, стройки социализма, новые отношения между людьми, горячие чувства любви и благодарности к творцам счастливой жизни Ленину и Сталину. Излюбленной поэтической формой осталась песня, сильно распространённая и раньше у многих народов. Однако те матика новых песен, как и всего вообще современного творчества, совсем измени лась. Широко бытовавшая в прошлом песня-импровизация рождалась обычно* из чисто внешних впечатлений, связан ных с природой родного края, с привыч ными восприятиями охотника, рыбака, пастуха. Об этом удачно сказал Джанси Кимонко: «Идёшь по тайге на лыжах и в душу просится песня». Старые песни отражали тяжёлую безысходную долю трудового люда- Советские песни созда ны богатой, разнообразной социалистиче ской действительностью, неустанно пи тающей творчество поэтов новыми тема ми и мотивами. Прежние печальные песни о беспро светной жизни давно исчезли. Ни уны ния, ни скорби, ни сомнения в будущем не найти теперь у поэтов. Высоко опти мистична, ншзнерадостна вся поэзия. Новые чувства хорошо выразила талант ливая ненецкая сказительница, 72-легняя. Елена Кокина: «Песни у меня в крови. Раньше пела об обидах и унижениях, а сейчас пою о радости». О том же сказал и поэт Н. Сахаров: «Появились у эвенков песни нового звучания. Пусть их слышат все народы». А в повести «Красный суг- лан» этот писатель упоминает: «Хорошо- и весело стало жить Мангнану и его род ственникам. Перестал он петь старые песни о тяжёлой жизни. Скучные были песни, невесёлые. Вся жизнь невесёлая была. И народ был Тёмный, неграмотный. А теперь Мангиан поёт новые песни: «Ленин глаза нам развязал», — говорит он и радуется. Не один Мангнан так го ворит и поёт новые песни. Все люди, кто трудился всю жизнь, так говорят и поют в новых песнях про школу, больницу, красную юрту, про новую, счастливую жизнь». Примечательно, что у некоторых наро дов женская песня возникла только в на ше время. Древний нанайский обычай запрещал женщине петь (за исключением «плачей»)- Этим объяснялось, между про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2