Сибирские огни, 1952, № 5

лые главки, и отсутствием такого при­ ёма, как сравнение. В той или иной мере переработанные главки «Моего детства» давно уже вошли в хрестоматии для се­ верных национальных школ. Произведение нового эвенского про­ заика Г. Семёнова «Снайпер» — горячий патриотический рассказ о трудовых под­ вигах его соплеменников в годы Великой Отечественной войны. Круглыми сутка­ ми, в любую погоду колхозники ловили рыбу в коварных охотских водах, стари­ ки не отставали от молодых. Охотники проявляли много изобретательности, стремясь добыть побольше пушнины на оборону. Герой рассказа попадает на фронт, отличается и там славными дела­ ми и становится замечательным снайпе­ ром. Тема другого рассказа того же ав­ тора («Медведь и капуста») — успехи мичуринской агрономии на суровой охот­ ской земле. Любопытно, что в эвенской прозе пос­ ледних лет появились уже в качестве ху­ дожественного приёма сравнения. Мало того, образы для них подбираются иног­ да более сложные, связанные с новыми представлениями, которыми обогатилось сознание людей. Так, медведь сопостав­ ляется с танком, морская капуста на бе­ регу пахнет «вроде как в школьном мед­ пункте» и т. д. Нанайский народ дал поэта Акима Са­ мара, известного далеко за пределами Дальнего Востока, погибшего смертью героя под Сталинградом. Стихи Самара воспевают Родину и великих вождей Ленина и Сталина, патриотические чув­ ства советских людей, природу Амурско­ го края. Одарённость писателя ярко сказалась и в повести «Сын бедняка», в которой он показал сложный путь ге­ роя от прошлого к настоящему, пройден­ ный им вместе со своим народом. Основателем удэгейской литературы явился выдающийся советский деятель своего народа Джанси Кимонко. Писать он начал в конце тридцатых годов. Уже ранние стихи его стали подлинно народ­ ными песнями. Появившийся в те же го­ ды рассказ «Бата» также свидетельство­ вал о талантливости автора. Расцвет его творчества относится к послевоенному времени, когда им создана с по­ мощью дальневосточной писательницы Ю. А. Шестаковой замечательная по­ весть «Там, где бежит Сукпай». Высоко художественное произведение Д. Кимон­ ко проникнуто горячим чувством совет­ ского патриотизма и глубокой благодар­ ностью Коммунистической партии за чу­ десное возрождение удэгейского народа. По сравнению с «Моим детством» Та- рабукина и другими, аналогичными по жанру вещами, это — уже не лично-био­ графическая повесть, а целая семейная хроника, написанная в несравненно бо­ лее широком плане и в совершенно иной литературной манере. Несомненный ин­ терес для читателя и большую научную ценность представляют богатые сведения о почти не изученной культуре удэгей­ цев. С редким мастерством раскрыт внутренний мир полупервобытных охот­ ников, показано своеобразное восприятие явлений природы и общества, правдиво И красочно воспроизведён процесс борь­ бы между старым и новым в сознании пе­ редовых людей Севера. Эти и многие другие литературные до­ стоинства являются плодотворным ре­ зультатом близкого содружества Д. Ки­ монко с писательницей Ю. Шестаковой, далеко не только переводчиком и литера­ турным редактором, а и советчиком и на­ ставником Кимонко. Повесть носит яв­ ные следы влияния русской литературы (в композиции, в разработке образов, в известной степени — в самом стиле: язык, синтаксис и пр.). В ней отразилась и специфика национального творчества, в первую очередь, сильное воздействие фольклора (неоднократные, чисто эпи­ ческие обращения к родной земле; втор­ гающийся местами, особенно в начале глав, былинный слог, обилие стихотвор­ ных вставок, в частности, распространен­ ных у удэгейцев песен-импровизаций ит . д.). Надо сказать, однако, что в ста­ ром (1936 г.) варианте одной из частей произведения Д. Кимонко, названном «Бата», национальные особенности выра­ жены несравненно сильнее. Корякская литература представлена преимущественно прозой. К лучшим об­ разцам относятся произведения кочевни­ ка — оленевода Кецая Кеккетына, вы­ ступившего сначала с рассказами, а за­ тем с повестями исторического и автобио­ графического характера («Эвныто-бат- рак», «Хоялхот», «Последняя битва»). Исторический фольклор послужил осно­ вою повести «Нотаймэ» даровитого про­ заика JI. Жукова. Занимались националь­ ным фольклором также студент институ­ та народов Севера И. Баранников и учи­ тель апукинской школы Кечгаят Нутевь- ин, опубликовавшие сборники сказок. Этому последнему принадлежит и не­ сколько очерков на современные темы. Те же темы вдохновляли и корякского поэта Мивита. Повесть Кецая Кеккетына «Хоялхот» рисует жизнь коряков-чавчувенов в пос­ леднее предреволюционное время — про­ мыслы и домашний быт, обычаи, отноше­ ния людей, религиозные представления. Как бы продолжением этой повести слу­ жит ранний рассказ «Эвныто-батрак», от­ разивший становление новой власти у коряков, пробуждение сознания забитых пастухов, сопротивление хозяев-богачей советским начинаниям. Высокие худо­ жественные достоинства этих произведе­ ний полностью сохранились в прекрас­ ных переводах С. Н. Стебницкого. Кек- кетыну принадлежит также несколько живо написанных рассказов на бытовые 11. «Сибирские огни» № 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2