Сибирские огни, 1952, № 5
шенно обобрали их. Заканчивается вто рое произведение вестями о Ленине и начале новой жизни на Большой земле. «Рассказ ненца» посвящён разоблаче нию шамана. В литературном отношении особенно интересны произведения «Вылка на острове» и «Марья». Они известны рус скому читателю в переводах и самого автора и знатока ненецкого языка и культуры Г. Д. Вербова. В переводах полностью сохранилось своеобразие строя речи, художественных приёмов, вообще национального стиля. Повество вание чрезвычайно сжато и вместе с тем выразительно. Люди, пейзаж даны скупо, экономно и точно. Весьма ориги нальны сравнения, которыми пользует с я автор: «Отец сидел молчаливый, как сопка»; «Чумы виднелись, как гусиные шеи»; волны похожи на запыхавшихся оленей, а мелькающая в море лодка — на утку-морянку и т. д. Нельзя не отме тить художественной выразительности таких, например, противопоставлений и сравнений: «Он пел песни, а меня украл сон», «Старики живут так дружно, что между ними даже вода не пройдёт» и т. д. Не менее характерен и такой, идущий прямо от фольклора приём, как введение в прозаический текст стихо творных строф, превращающихся иног да в целые диалоги. Крупный вклад в литературу Севера сделали эвенки. В 1 9 3 5 г. появилось первое оригинальное произведение на эвенкийском языке — эпическая поэма — «Гегдаллукун и Ульгэриккэн» А. Салат- кина-Лонтогира, учителя комсомольца из Катангского национального района. А в состоявшемся спустя два года конкур се Издательства художественной литера туры участвовало уже семь эвенков, •один из которых получил премию. Наиболее интересная эвенкийская про за принадлежит Н. Сахарову, П. Савину и Н. Ламатканову, выступившему уже после Отечественной войны. В ранней повести «Детство Никиты» Н. Сахаров дал картину бедствий сироты в дореволюционных условиях. Второе его произведение «Красный суглан» рассказывает о жизни Тунгиро-Олёкмин- ского национального района в 1 9 2 9 г. Год великого перелома в русской дерев не отозвался скоро и на Севере. Быстро пробивались ростки новой жизни. Укреп лялся национальный совет, увеличива лись ряды комсомольцев, люди потяну лись в колхоз. Усилилось и сопротивле ние кулаков и шаманов. Этим событиям и посвящена повесть. Автору удалось правдиво изобразить разные типы и ха рактеры: богачей-олепеводов и их «друж ков» — русских кулаков; новых людей — комсомольцев эвенков и руководителя их, единственного в районе коммуниста, русского. Автобиографическое произведение П. Савина «Второе рождение» повест вует о жизни мальчика из семьи оседлых бирарских эвенков, воспринявших в своё время много элементов русской культу ры. Наиболее интересны главы о школе, детских промыслах, художественной са модеятельности. Повесть Н. Ламатканова «Канона» рассказывает о приезде к витимским эвенкам молодого учителя, ликвидатора неграмотности. Хорошо передано стрем ление эвенков к просвещению. Даже старшее поколение поняло необходи мость учения. Старик Пантэ отвечает учителю: «Правду говоришь. Грамота у нас есть, да не та. Другая грамота. Гра моту эту зимой читаем. Пройдёт зверь по снегу, читай, кто прошёл. Хорошо чи тать надо. Всё про зверя знать. Боль шой ли, маленький ли он? Куда пошёл? Когда прошёл? Всё знать надо. Но -этой грамотой письмо не напишешь. Книгу не прочтёшь. Эко, ведь, жизнь какая! Про нас, эвенков, думают большие люди. В город учиться посылают». Русские при несли эвенкам грамоту: началась новая жизнь. Крупнейшим эвенским писателем был недавно скончавшийся Николай Тарабу- кин. После окончания Института наро дов Севера он уехал в родные места, на далёкую Индигирку и посвятил всю свою жизнь просвещению своего народа. Перу его принадлежит много стихотворе ний, опубликованных в нескольких сбор никах, ряд небольших рассказов и одно из выдающихся произведений северной национальной литературы — повесть «Моё детство». Из других эвенских писателей извест ны поэты А. Черканов, И. Беляев и К. Бабцев, являющийся одновременно драматургом. Большая заслуга в разви тии национальной литературы принадле жит эвену А. Кочерову, журналисту и редактору местных журналов и сборни ков, собирателю фольклора, руководите лю олимпиад. Повесть Тарабукина «Моё детство» со держит живые яркие картины быта эве нов, перекочёвок, обычаев и обрядов, беспросветной нужды. Герой повести мальчик прошёл тяжёлый путь батрака и после революции попал, наконец, в совет скую школу и стал «сыном исполкома», как его в шутку прозвали товарищи. Про изведение Тарабукина явилось в своё время крупным событием многонацио нальной советской литературы. Лириче ская повесть эта выделяется большой простотой языка и изобразительных средств. Ей присущи многие свойствен ные литературе народов Севера особен ности. Вся она состоит из маленьких глав — отдельных эпизодов. Речь по строена из коротких предложений. От личается повесть и характерным для эвенкийского народного творчества оби лием диалогов, иногда составляющих це
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2