Сибирские огни, 1952, № 5

шенно обобрали их. Заканчивается вто­ рое произведение вестями о Ленине и начале новой жизни на Большой земле. «Рассказ ненца» посвящён разоблаче­ нию шамана. В литературном отношении особенно интересны произведения «Вылка на острове» и «Марья». Они известны рус­ скому читателю в переводах и самого автора и знатока ненецкого языка и культуры Г. Д. Вербова. В переводах полностью сохранилось своеобразие строя речи, художественных приёмов, вообще национального стиля. Повество­ вание чрезвычайно сжато и вместе с тем выразительно. Люди, пейзаж даны скупо, экономно и точно. Весьма ориги­ нальны сравнения, которыми пользует­ с я автор: «Отец сидел молчаливый, как сопка»; «Чумы виднелись, как гусиные шеи»; волны похожи на запыхавшихся оленей, а мелькающая в море лодка — на утку-морянку и т. д. Нельзя не отме­ тить художественной выразительности таких, например, противопоставлений и сравнений: «Он пел песни, а меня украл сон», «Старики живут так дружно, что между ними даже вода не пройдёт» и т. д. Не менее характерен и такой, идущий прямо от фольклора приём, как введение в прозаический текст стихо­ творных строф, превращающихся иног­ да в целые диалоги. Крупный вклад в литературу Севера сделали эвенки. В 1 9 3 5 г. появилось первое оригинальное произведение на эвенкийском языке — эпическая поэма — «Гегдаллукун и Ульгэриккэн» А. Салат- кина-Лонтогира, учителя комсомольца из Катангского национального района. А в состоявшемся спустя два года конкур­ се Издательства художественной литера­ туры участвовало уже семь эвенков, •один из которых получил премию. Наиболее интересная эвенкийская про­ за принадлежит Н. Сахарову, П. Савину и Н. Ламатканову, выступившему уже после Отечественной войны. В ранней повести «Детство Никиты» Н. Сахаров дал картину бедствий сироты в дореволюционных условиях. Второе его произведение «Красный суглан» рассказывает о жизни Тунгиро-Олёкмин- ского национального района в 1 9 2 9 г. Год великого перелома в русской дерев­ не отозвался скоро и на Севере. Быстро пробивались ростки новой жизни. Укреп­ лялся национальный совет, увеличива­ лись ряды комсомольцев, люди потяну­ лись в колхоз. Усилилось и сопротивле­ ние кулаков и шаманов. Этим событиям и посвящена повесть. Автору удалось правдиво изобразить разные типы и ха­ рактеры: богачей-олепеводов и их «друж­ ков» — русских кулаков; новых людей — комсомольцев эвенков и руководителя их, единственного в районе коммуниста, русского. Автобиографическое произведение П. Савина «Второе рождение» повест­ вует о жизни мальчика из семьи оседлых бирарских эвенков, воспринявших в своё время много элементов русской культу­ ры. Наиболее интересны главы о школе, детских промыслах, художественной са­ модеятельности. Повесть Н. Ламатканова «Канона» рассказывает о приезде к витимским эвенкам молодого учителя, ликвидатора неграмотности. Хорошо передано стрем­ ление эвенков к просвещению. Даже старшее поколение поняло необходи­ мость учения. Старик Пантэ отвечает учителю: «Правду говоришь. Грамота у нас есть, да не та. Другая грамота. Гра­ моту эту зимой читаем. Пройдёт зверь по снегу, читай, кто прошёл. Хорошо чи­ тать надо. Всё про зверя знать. Боль­ шой ли, маленький ли он? Куда пошёл? Когда прошёл? Всё знать надо. Но -этой грамотой письмо не напишешь. Книгу не прочтёшь. Эко, ведь, жизнь какая! Про нас, эвенков, думают большие люди. В город учиться посылают». Русские при­ несли эвенкам грамоту: началась новая жизнь. Крупнейшим эвенским писателем был недавно скончавшийся Николай Тарабу- кин. После окончания Института наро­ дов Севера он уехал в родные места, на далёкую Индигирку и посвятил всю свою жизнь просвещению своего народа. Перу его принадлежит много стихотворе­ ний, опубликованных в нескольких сбор­ никах, ряд небольших рассказов и одно из выдающихся произведений северной национальной литературы — повесть «Моё детство». Из других эвенских писателей извест­ ны поэты А. Черканов, И. Беляев и К. Бабцев, являющийся одновременно драматургом. Большая заслуга в разви­ тии национальной литературы принадле­ жит эвену А. Кочерову, журналисту и редактору местных журналов и сборни­ ков, собирателю фольклора, руководите­ лю олимпиад. Повесть Тарабукина «Моё детство» со­ держит живые яркие картины быта эве­ нов, перекочёвок, обычаев и обрядов, беспросветной нужды. Герой повести мальчик прошёл тяжёлый путь батрака и после революции попал, наконец, в совет­ скую школу и стал «сыном исполкома», как его в шутку прозвали товарищи. Про­ изведение Тарабукина явилось в своё время крупным событием многонацио­ нальной советской литературы. Лириче­ ская повесть эта выделяется большой простотой языка и изобразительных средств. Ей присущи многие свойствен­ ные литературе народов Севера особен­ ности. Вся она состоит из маленьких глав — отдельных эпизодов. Речь по­ строена из коротких предложений. От­ личается повесть и характерным для эвенкийского народного творчества оби­ лием диалогов, иногда составляющих це­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2