Сибирские огни, 1952, № 5
национальные средние и высшие учеб ные заведения, усиливается издание учебной, политической, художественной литературы, множатся ряды националь ной интеллигенции. Все это отразилось, конечно, и на национальном художест венном творчестве. После Великой Отечественной войны в литературу вступило новое поколение прозаиков и поэтов. Рождённые и воспи танные уже в советское время, многие из них закалились в горниле Великой Отечественной войны, другие завоевали почёт трудовыми подвигами. Главными питомниками писателей послевоенного призыва являются национальные педаго гические училища (Ханты-Мансийское, Салехардское, Хабаровское и др.) и Се верные факультеты ленинградских вузов. В творчестве их ещё сильнее за звучали горячие чувства патриотизма, идеи вдохновенного труда людей, друж бы народов, борьбы за мир во всём мире. Прозаические произведения северных писателей повествуют о разных этапах пройденного народом пути, рассказыва ют о мрачном прошлом и светлом, счаст ливом настоящем, о становлении новой жизни и культуры, о борьбе нового со старым в сознании и делах людей, о со циалистическом преобразовании родного края. Одна из частых тем — советская школа, ученье, этот важнейший этап в формировании нового человека и в лич ной биографии писателя. Зачинателем мансийской прозы явил ся Пантелеймон Еврин (Чейматов), кон- динский колхозник и организатор комсо мола на родине, получивший образова ние в Институте народов Севера. Новые, рождённые советской действи тельностью мотивы отчётливо прозвуча ли уже в одном из первых его произве дений — в повести «Два охотника». Ав тор показал дружбу, завязавшуюся у от сталого манса с русским колхозником, исчезновение отчуждённости от русских и недоверия к ним, освобождение созна ния от ложных религиозных представле ний. Художественное достоинство произве дения — в правдивости изображения внутреннего мира героя и живых карти нах тайги и охоты. Уроженка Конды Матрёна Вахрушева, окончившая тот же институт, а впослед ствии Ленинградский университет, нача ла с обработки национального фолькло ра. затем перешла к стихам на совре менную тему, позже стала и прозаиком. В автобиографической повести М. Вах рушева вспоминает своё детство в глу хой кондинской тайге, рассказывает о школе и чувстве благодарности к рус ским учителям, подлинным пионерам культуры, о дальнейшем ученье и воз вращении на Конду для просвещения своего народа. Любовью к родному краю и его природе проникнута от нача ла до конца эта повесть. Первым хантыйским писателем был: Григорий Лазарев, питомец Ханты-Ман сийского педагогического училища. Ран ние его произведения — литературная обработка народных былин и лирических песен, затем он тоже перешёл к совет ским темам. Его же перу принадлежат переводы на родной язык «Интернацио нала», стихотворений Некрасова и др. Затем выступили хантыйские поэты — сказитель Д. Тебетеев, Г. и Л. Вайвет- кины, П. Хатанзеев, автор первой на циональной «Книги для чтения». Быстро росла ненецкая литература. В появившемся в 1 9 3 5 г. сборнике «Запо лярье» участвовало два ненца (С. Ного и Е. Талеев), а спустя год, в следующем издании фигурировало уже пять ненец ких писателей (С. Ардеева, Е. Соболев и др.). Большую роль в воспитании первых национальных литераторов сыграл круп ный исследователь жизни ненцев и участник создания их письменности, павший на ленинградском фронте, Г. Д. Вербов и строитель культуры своего народа коммунист А. П. Пырерка, первый научный работник, автор слова рей, книг для чтения, фольклорных сбор ников и прозаических произведений, так же погибший на фронте Великой Отече ственной войны. ___ Далее следует сказать о разносторон не одарённом прозаике, поэте, художни- ке-графике и скульпторе Н. Вылка, о поэтах С. Пяся и Т. Вылка (бессменном председателе Новоземельского островно го совета), о прозаике и первом у ненцев драматурге И. Ного. Сюда же надо отне сти и талантливого прозаика, поэта и ху- дожника-живописца, учителя И. Истоми на, вступившего в литературу в 1 9 3 6 г. К лучшим образцам ненецкой прозы принадлежат рассказы Н. Вылка о* прошлом ненцев Малой и Новой земли: «Марья», «Вылка на острове» или «Как мы жили при царе», «Рассказ нен ца». Близкие по замыслу, но не повто ряющие друг друга первые два произве дения рисуют жизнь обездоленной бед ноты на печорском севере и на Новой земле, куда она вынуждена была бежать от нужды и эксплуатации. Писатель реа листически изобразил гнетущую зависи мость людей от промысла, вечную не уверенность в завтрашнем дне, постоян ный страх перед голодом и всевозмож ными бедами, постигавшими их на каж дом шагу. Только благодаря дружбе и величайшей трудовой сплочённости уда валось им спасаться от гибели. Но когда они несколько оправились, на остров на грянули норвежские хищники и совер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2