Сибирские огни, 1952, № 5

национальные средние и высшие учеб­ ные заведения, усиливается издание учебной, политической, художественной литературы, множатся ряды националь­ ной интеллигенции. Все это отразилось, конечно, и на национальном художест­ венном творчестве. После Великой Отечественной войны в литературу вступило новое поколение прозаиков и поэтов. Рождённые и воспи­ танные уже в советское время, многие из них закалились в горниле Великой Отечественной войны, другие завоевали почёт трудовыми подвигами. Главными питомниками писателей послевоенного призыва являются национальные педаго­ гические училища (Ханты-Мансийское, Салехардское, Хабаровское и др.) и Се­ верные факультеты ленинградских вузов. В творчестве их ещё сильнее за­ звучали горячие чувства патриотизма, идеи вдохновенного труда людей, друж­ бы народов, борьбы за мир во всём мире. Прозаические произведения северных писателей повествуют о разных этапах пройденного народом пути, рассказыва­ ют о мрачном прошлом и светлом, счаст­ ливом настоящем, о становлении новой жизни и культуры, о борьбе нового со старым в сознании и делах людей, о со­ циалистическом преобразовании родного края. Одна из частых тем — советская школа, ученье, этот важнейший этап в формировании нового человека и в лич­ ной биографии писателя. Зачинателем мансийской прозы явил­ ся Пантелеймон Еврин (Чейматов), кон- динский колхозник и организатор комсо­ мола на родине, получивший образова­ ние в Институте народов Севера. Новые, рождённые советской действи­ тельностью мотивы отчётливо прозвуча­ ли уже в одном из первых его произве­ дений — в повести «Два охотника». Ав­ тор показал дружбу, завязавшуюся у от­ сталого манса с русским колхозником, исчезновение отчуждённости от русских и недоверия к ним, освобождение созна­ ния от ложных религиозных представле­ ний. Художественное достоинство произве­ дения — в правдивости изображения внутреннего мира героя и живых карти­ нах тайги и охоты. Уроженка Конды Матрёна Вахрушева, окончившая тот же институт, а впослед­ ствии Ленинградский университет, нача­ ла с обработки национального фолькло­ ра. затем перешла к стихам на совре­ менную тему, позже стала и прозаиком. В автобиографической повести М. Вах­ рушева вспоминает своё детство в глу­ хой кондинской тайге, рассказывает о школе и чувстве благодарности к рус­ ским учителям, подлинным пионерам культуры, о дальнейшем ученье и воз­ вращении на Конду для просвещения своего народа. Любовью к родному краю и его природе проникнута от нача­ ла до конца эта повесть. Первым хантыйским писателем был: Григорий Лазарев, питомец Ханты-Ман­ сийского педагогического училища. Ран­ ние его произведения — литературная обработка народных былин и лирических песен, затем он тоже перешёл к совет­ ским темам. Его же перу принадлежат переводы на родной язык «Интернацио­ нала», стихотворений Некрасова и др. Затем выступили хантыйские поэты — сказитель Д. Тебетеев, Г. и Л. Вайвет- кины, П. Хатанзеев, автор первой на­ циональной «Книги для чтения». Быстро росла ненецкая литература. В появившемся в 1 9 3 5 г. сборнике «Запо­ лярье» участвовало два ненца (С. Ного и Е. Талеев), а спустя год, в следующем издании фигурировало уже пять ненец­ ких писателей (С. Ардеева, Е. Соболев и др.). Большую роль в воспитании первых национальных литераторов сыграл круп­ ный исследователь жизни ненцев и участник создания их письменности, павший на ленинградском фронте, Г. Д. Вербов и строитель культуры своего народа коммунист А. П. Пырерка, первый научный работник, автор слова­ рей, книг для чтения, фольклорных сбор­ ников и прозаических произведений, так­ же погибший на фронте Великой Отече­ ственной войны. ___ Далее следует сказать о разносторон­ не одарённом прозаике, поэте, художни- ке-графике и скульпторе Н. Вылка, о поэтах С. Пяся и Т. Вылка (бессменном председателе Новоземельского островно­ го совета), о прозаике и первом у ненцев драматурге И. Ного. Сюда же надо отне­ сти и талантливого прозаика, поэта и ху- дожника-живописца, учителя И. Истоми­ на, вступившего в литературу в 1 9 3 6 г. К лучшим образцам ненецкой прозы принадлежат рассказы Н. Вылка о* прошлом ненцев Малой и Новой земли: «Марья», «Вылка на острове» или «Как мы жили при царе», «Рассказ нен­ ца». Близкие по замыслу, но не повто­ ряющие друг друга первые два произве­ дения рисуют жизнь обездоленной бед­ ноты на печорском севере и на Новой земле, куда она вынуждена была бежать от нужды и эксплуатации. Писатель реа­ листически изобразил гнетущую зависи­ мость людей от промысла, вечную не­ уверенность в завтрашнем дне, постоян­ ный страх перед голодом и всевозмож­ ными бедами, постигавшими их на каж­ дом шагу. Только благодаря дружбе и величайшей трудовой сплочённости уда­ валось им спасаться от гибели. Но когда они несколько оправились, на остров на­ грянули норвежские хищники и совер­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2