Сибирские огни, 1952, № 5

богатых колхозах они с невиданной бы­ стротой преодолевают вековую отста­ лость и создают новую культуру, нацио­ нальную по форме и социалистическую но содержанию. Расцвет национальных культур наро­ дов Севера проявился особенно показа­ тельно в возникновении художественной литературы. Литература эта только ещё создаётся, но появление даже первых ростков служит ярким свидетельством большого духовного подъёма народов, возрождённых социалистической револю­ цией. * ** Возникновение литературы народов Севера относится к концу двадцатых го­ дов и связано с началом формирования национальной интеллигенции, появлени­ ем первых образованных людей из сре­ ды этих народов. Зачинателями её были учащиеся национальных техникумов и Северных отделений общих учебных за­ ведений. В школьных журналах, альма­ нахах и газетах они испытывали свои си­ лы в разных литературных жанрах про­ зы и поэзии. От этих первых лет сохра­ нились замечательные памятники, на­ глядно показывающие истоки, пути и формы развития литературы. На Северном факультете Ленинград­ ского Восточного института решено бы­ ло в 1 9 2 7 г. подготовить книгу для чте­ ния в местных национальных школах, ученики которых не знали ещё русского языка. Такое пособие следовало, конеч­ но, построить на близком и понятном школьникам материале, за составление которого и взялись студенты, принадле­ жащие к северным народностям. Резуль­ татом двухлетних работ было обширное собрание рассказов, очерков и сказок, которые мы вправе считать первыми письменными произведениями Севера'. Книга, названная «О нашей жизни», со­ стояла из трёх частей: старый и новый быт; промыслы; сказки и рассказы о жи­ вотных. В то же время появилась книга для чтения, предназначенная для нанай­ цев и ульчей, содержавшая бытовые рас­ сказы, сказки, предания и переводы с русских произведений на общественно- политические темы2. Близким по типу изданием были сборники «Тайга и тундра»3, предпринятые тем же Север- 1 «О н а ш е й ж и з н и » . Сборник р ас ­ сказов, написанных студентами Северного ф акультета Ленинград. Восточн. института и обработанных преподав. А. К. Подгорской, Вып. I. Север. Вып. II. Восток. Л. 1929. 3 Nanau Bichoni. Гольдско-ульчская книга для чтения. Изд. Северного факультета Ле­ нинград. Восточн. института. Л. 11929. з « Т а й г а и т у н д р а » . Сборники №№ 1— 5. Северный круж ок при Северном факульте­ те, Ленинград, ©осточн. института. Краевед­ ческий крхж ок Института народов Севера. Л. 1928—1933. ным факультетом и продолженные его правопреемником — Институтом народов Севера. Содержание их строилось по отделам: хозяйство; советское строительство и просвещение; старый и новый быт. В от­ личие от книг для чтения в сборниках много очерков было посвящено жизни студенчества и национальных районов. Публиковались произведения начинаю­ щих авторов и в институтской газете «Инсовец». В этих, вышедших в Ленинграде, изда­ ниях представлены авторы, принадле­ жавшие к четырнадцати народам: хан­ там, мансам, ненцам, эвенкам, эвенам, долганам, негидальцам, нанайцам, уль- чам, нивхам, чукчам, корякам, • чуван- цам, камчадалам. Не меньшую роль в создании литера­ туры сыграли местные учебные заведе­ ния, ставшие с первых дней рассадника­ ми новой социалистической культуры. Всюду возникли кружки национального творчества, воспитавшие, под руковод ством русских преподавателей, многих начинающих писателей и переводчиков, художников и фольклористов. В журнале Корякской национальной советско-пар­ тийной школы1 появились первые произ­ ведения на корякском языке (несколько десятков бытовых очерков и историче­ ских преданий). Кружок Ханты-Мансий­ ского педагогического училища, в кото­ ром участвовали, между прочим, хан­ ты — депутат Верховного Совета СССР* двух последних созывов X. П. Пухлен- кина, поэты Л. Вайветкин и Г. Лазарев: и сказитель Д. Тебетев, выпускал аль­ манах с большим литературным отде­ лом!2. Оживлённо действовал и возник­ ший в 1 9 3 2 г. кружок Ямальского на­ ционального педагогического училища. Участники его собирали фольклор, пере­ водили произведения Пушкина, писали сами стихи, рассказы и пьесы на ненец­ ком языке, выпускали свой журнал3. Тематика всех этих произведений, весьма характерна для начального этапа, формирования литературы. Ознакомив­ шись в школе и в кружках впервые с ху­ дожественной литературой и почувство­ вав потребность выразить возникшие пе­ реживания и мысли в письменной фор­ ме, творчески одарённая молодёжь обра­ тилась, естественно, к наиболее близко­ му и знакомому материалу: к старой и 1 «К н о в о й ж и з н и » . Журнал курсантов Корякской национальной советско-партийной школы. №№ 1—2. 1933. Корякская культбаза Комитета Севера. 2 « С о в е т с к и й С е в е р » . Фольклорно- этнографический и литературно-искусство­ ведческий альманах . №№ 1—4. Кружок на­ ционального творчества Ханты-Мансийского педагогического училища. Ханты-Мансийск. 1937 г. 3 « И с к р а Я м а л а » . Литературно-произ­ водственный журнал . № II. Комитет ВЛКСМ и профком. Нацпед. ччилшца. Салехард, 1937 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2