Сибирские огни, 1952, № 5
богатых колхозах они с невиданной бы стротой преодолевают вековую отста лость и создают новую культуру, нацио нальную по форме и социалистическую но содержанию. Расцвет национальных культур наро дов Севера проявился особенно показа тельно в возникновении художественной литературы. Литература эта только ещё создаётся, но появление даже первых ростков служит ярким свидетельством большого духовного подъёма народов, возрождённых социалистической револю цией. * ** Возникновение литературы народов Севера относится к концу двадцатых го дов и связано с началом формирования национальной интеллигенции, появлени ем первых образованных людей из сре ды этих народов. Зачинателями её были учащиеся национальных техникумов и Северных отделений общих учебных за ведений. В школьных журналах, альма нахах и газетах они испытывали свои си лы в разных литературных жанрах про зы и поэзии. От этих первых лет сохра нились замечательные памятники, на глядно показывающие истоки, пути и формы развития литературы. На Северном факультете Ленинград ского Восточного института решено бы ло в 1 9 2 7 г. подготовить книгу для чте ния в местных национальных школах, ученики которых не знали ещё русского языка. Такое пособие следовало, конеч но, построить на близком и понятном школьникам материале, за составление которого и взялись студенты, принадле жащие к северным народностям. Резуль татом двухлетних работ было обширное собрание рассказов, очерков и сказок, которые мы вправе считать первыми письменными произведениями Севера'. Книга, названная «О нашей жизни», со стояла из трёх частей: старый и новый быт; промыслы; сказки и рассказы о жи вотных. В то же время появилась книга для чтения, предназначенная для нанай цев и ульчей, содержавшая бытовые рас сказы, сказки, предания и переводы с русских произведений на общественно- политические темы2. Близким по типу изданием были сборники «Тайга и тундра»3, предпринятые тем же Север- 1 «О н а ш е й ж и з н и » . Сборник р ас сказов, написанных студентами Северного ф акультета Ленинград. Восточн. института и обработанных преподав. А. К. Подгорской, Вып. I. Север. Вып. II. Восток. Л. 1929. 3 Nanau Bichoni. Гольдско-ульчская книга для чтения. Изд. Северного факультета Ле нинград. Восточн. института. Л. 11929. з « Т а й г а и т у н д р а » . Сборники №№ 1— 5. Северный круж ок при Северном факульте те, Ленинград, ©осточн. института. Краевед ческий крхж ок Института народов Севера. Л. 1928—1933. ным факультетом и продолженные его правопреемником — Институтом народов Севера. Содержание их строилось по отделам: хозяйство; советское строительство и просвещение; старый и новый быт. В от личие от книг для чтения в сборниках много очерков было посвящено жизни студенчества и национальных районов. Публиковались произведения начинаю щих авторов и в институтской газете «Инсовец». В этих, вышедших в Ленинграде, изда ниях представлены авторы, принадле жавшие к четырнадцати народам: хан там, мансам, ненцам, эвенкам, эвенам, долганам, негидальцам, нанайцам, уль- чам, нивхам, чукчам, корякам, • чуван- цам, камчадалам. Не меньшую роль в создании литера туры сыграли местные учебные заведе ния, ставшие с первых дней рассадника ми новой социалистической культуры. Всюду возникли кружки национального творчества, воспитавшие, под руковод ством русских преподавателей, многих начинающих писателей и переводчиков, художников и фольклористов. В журнале Корякской национальной советско-пар тийной школы1 появились первые произ ведения на корякском языке (несколько десятков бытовых очерков и историче ских преданий). Кружок Ханты-Мансий ского педагогического училища, в кото ром участвовали, между прочим, хан ты — депутат Верховного Совета СССР* двух последних созывов X. П. Пухлен- кина, поэты Л. Вайветкин и Г. Лазарев: и сказитель Д. Тебетев, выпускал аль манах с большим литературным отде лом!2. Оживлённо действовал и возник ший в 1 9 3 2 г. кружок Ямальского на ционального педагогического училища. Участники его собирали фольклор, пере водили произведения Пушкина, писали сами стихи, рассказы и пьесы на ненец ком языке, выпускали свой журнал3. Тематика всех этих произведений, весьма характерна для начального этапа, формирования литературы. Ознакомив шись в школе и в кружках впервые с ху дожественной литературой и почувство вав потребность выразить возникшие пе реживания и мысли в письменной фор ме, творчески одарённая молодёжь обра тилась, естественно, к наиболее близко му и знакомому материалу: к старой и 1 «К н о в о й ж и з н и » . Журнал курсантов Корякской национальной советско-партийной школы. №№ 1—2. 1933. Корякская культбаза Комитета Севера. 2 « С о в е т с к и й С е в е р » . Фольклорно- этнографический и литературно-искусство ведческий альманах . №№ 1—4. Кружок на ционального творчества Ханты-Мансийского педагогического училища. Ханты-Мансийск. 1937 г. 3 « И с к р а Я м а л а » . Литературно-произ водственный журнал . № II. Комитет ВЛКСМ и профком. Нацпед. ччилшца. Салехард, 1937 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2