Сибирские огни, 1952, № 5

повести и повела к большим ошибкам. Духовный мир Ильи Курбатова пред­ стал ограниченным, мелким, убогим. Перед нами не активный борец за ком­ мунизм, а мелкотравчатый эгоист, рев­ нивец, хлюпик. Объективно Ф. Панфёров пришёл к искажению образа партийного руководи­ теля. Говоря о недостатках в изображении партийного руководителя, мы вовсе не хотим утверждать, что в решении этой проблемы ничего не сделано. Мы гово­ рили и о тех положительных результа­ тах, которых добились некоторые писа­ тели. Но громадные успехи советской литературы не должны заслонять ещё нерешённых ею задач. Постановление ЦК ВКП(б) о журна­ лах «Звезда» и «Ленинград» настойчиво выдвигает перед писателями требование — показать во весь рост героя нашего времени. В докладе на XIX съезде пар­ тии товарищ Маленков указывал: «Сила и значение реалистического искусства состоит в том, что оно может и должно выявлять и раскрывать высокие душев­ ные качества и типичные положительные черты характера рядового человека, соз­ давать его яркий художественный образ, достойный быть примером и предметом подражания для людей»1. Наряду со ста­ хановцами заводов и фабрик, мастерами высоких урожаев, передовыми предста­ вителями советской интеллигенции писа­ тели призваны создавать образы комму- нистов-руководителей. Этого ждёт мно­ гомиллионный советский читатель от своих «инженеров человеческих душ». Ясны и пути к этому. Великий рус­ ский писатель М. Горький говорил: «Наш реальный живой герой, человек, творящий социалистическую культуру, много выше, крупнее героев наших по­ вестей и романов. В литературе его еле- 1 Г. Маленков. Отчётный доклад XIX съез- .ду партии о работе ЦК ВЮП(б). Госполит- ;издат, 1952 г., стр. 73. дует изображать ещё более крупным и ярким, это — не только требование жиз­ ни, но и социалистического реализма»1. В этих словах основоположника лите­ ратуры социалистического реализма со­ держится сущность требования типиза­ ции, как основного требования к худо­ жественной литературе. Именно это тре­ бование стоит в центре внимания в до­ кладе товарища Маленкова на XIX съез­ де партии, когда он говорит о литерату­ ре. Именно в типизации видит товарищ Маленков основу основ искусства, давая понятию чеканное определение: «Типично не только то, что наиболее часто встре­ чается, но то, что с наибольшей полнотой я заострённостью выражает сущность данной социальной силы. В марксистско- ленинском понимании типическое отнюдь не означает какое-то статистическое сред­ нее. Типичность соответствует сущности данного социально-исторического явле­ ния, а не просто является наиболее рас­ пространённым, часто повторяющимся, обыденным. Сознательное преувеличе­ ние, заострение образа не исключает ти­ пичности, а полнее раскрывает и под­ чёркивает её. Типическое есть основная сфера проявления партийности в реали­ стическом искусстве. Проблема типично­ сти есть всегда проблема политиче­ ская»*. Типизация, сознательное преувеличе­ ние и заострение образа — таков путь создания крупных художественных про­ изведений, достойных нашего великого народа. Это единственно правильный путь и к созданию правдивого, художе­ ственно-совершенного образа коммуниста — руководителя-организатора и воспи­ тателя масс, пламенного трибуна и про­ пагандиста, активного бойца за вопло­ щение в жизнь сталинской программы построения коммунизма. 1 М. Горький. -«О литературе», изд. «Сов. писатель», 1937 г., стр. 363. 2 Г. Маленков. Отчётный доклад XIX с ъ е з ­ ду партии о работе ЦК ВКП(б). Гоополит­ издат, 1952 г., стр. 73.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2