Сибирские огни, 1952, № 5
повести и повела к большим ошибкам. Духовный мир Ильи Курбатова пред стал ограниченным, мелким, убогим. Перед нами не активный борец за ком мунизм, а мелкотравчатый эгоист, рев нивец, хлюпик. Объективно Ф. Панфёров пришёл к искажению образа партийного руководи теля. Говоря о недостатках в изображении партийного руководителя, мы вовсе не хотим утверждать, что в решении этой проблемы ничего не сделано. Мы гово рили и о тех положительных результа тах, которых добились некоторые писа тели. Но громадные успехи советской литературы не должны заслонять ещё нерешённых ею задач. Постановление ЦК ВКП(б) о журна лах «Звезда» и «Ленинград» настойчиво выдвигает перед писателями требование — показать во весь рост героя нашего времени. В докладе на XIX съезде пар тии товарищ Маленков указывал: «Сила и значение реалистического искусства состоит в том, что оно может и должно выявлять и раскрывать высокие душев ные качества и типичные положительные черты характера рядового человека, соз давать его яркий художественный образ, достойный быть примером и предметом подражания для людей»1. Наряду со ста хановцами заводов и фабрик, мастерами высоких урожаев, передовыми предста вителями советской интеллигенции писа тели призваны создавать образы комму- нистов-руководителей. Этого ждёт мно гомиллионный советский читатель от своих «инженеров человеческих душ». Ясны и пути к этому. Великий рус ский писатель М. Горький говорил: «Наш реальный живой герой, человек, творящий социалистическую культуру, много выше, крупнее героев наших по вестей и романов. В литературе его еле- 1 Г. Маленков. Отчётный доклад XIX съез- .ду партии о работе ЦК ВЮП(б). Госполит- ;издат, 1952 г., стр. 73. дует изображать ещё более крупным и ярким, это — не только требование жиз ни, но и социалистического реализма»1. В этих словах основоположника лите ратуры социалистического реализма со держится сущность требования типиза ции, как основного требования к худо жественной литературе. Именно это тре бование стоит в центре внимания в до кладе товарища Маленкова на XIX съез де партии, когда он говорит о литерату ре. Именно в типизации видит товарищ Маленков основу основ искусства, давая понятию чеканное определение: «Типично не только то, что наиболее часто встре чается, но то, что с наибольшей полнотой я заострённостью выражает сущность данной социальной силы. В марксистско- ленинском понимании типическое отнюдь не означает какое-то статистическое сред нее. Типичность соответствует сущности данного социально-исторического явле ния, а не просто является наиболее рас пространённым, часто повторяющимся, обыденным. Сознательное преувеличе ние, заострение образа не исключает ти пичности, а полнее раскрывает и под чёркивает её. Типическое есть основная сфера проявления партийности в реали стическом искусстве. Проблема типично сти есть всегда проблема политиче ская»*. Типизация, сознательное преувеличе ние и заострение образа — таков путь создания крупных художественных про изведений, достойных нашего великого народа. Это единственно правильный путь и к созданию правдивого, художе ственно-совершенного образа коммуниста — руководителя-организатора и воспи тателя масс, пламенного трибуна и про пагандиста, активного бойца за вопло щение в жизнь сталинской программы построения коммунизма. 1 М. Горький. -«О литературе», изд. «Сов. писатель», 1937 г., стр. 363. 2 Г. Маленков. Отчётный доклад XIX с ъ е з ду партии о работе ЦК ВКП(б). Гоополит издат, 1952 г., стр. 73.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2