Сибирские огни, 1952, № 5
тайных работников, но и рядовых чле нов партии. При чтении ряда книг создаётся впе чатление, что писатели иногда просто боятся показать партийного руководите ля говорящим и думающим на политиче ские темы. А ведь это неверно! Партий ный работник думает по вопросам тео рии и политики и не только тогда, ког да он выступает с лекцией, а в повсе дневном общении с людьми. Основные положения политики партии как бы про питывают всё его мышление и деятель ность, его поступки и разговоры. У не го особенно остро чувство ответственно сти не только за свою страну, но и за дело мира во всём мире, ибо больше вистский руководитель всегда на пере довой линии огня. В годы, к которым относится действие рассмотренных нами произведений, про изошло много событий выдающегося исторического значения. Они в решаю щей степени определяли жизнь, труд и борьбу советских людей. Но как они от разились в думах, поступках, разгово рах героев этих книг? По существу, ма ло в чём. А ведь ясно, что они по-раз ному, но обязательно отражались в соз нании. Не раскрывать этого — значит сужать духовный мир партийного ра ботника, не показывать его в развитии, затушёвывать реальную политическую атмосферу, в которой живут наши совет ские люди. Хочется ещё отметить, что нередко слишком идиллически изображается дея тельность партийного руководителя. В жизни это — борец, идущий часто и против течения. Хорошо сказал в поэме «Новое русло» А. Кулешов: Коммунист — он покоя не ищет нигде, Он в кипении боя, в борьбе и труде. В жизни много препятствий, трудно стей. Не так-то легко бывает выполнить задание, достигнуть поставленную цель. Случаются и неудачи, разочарования, порой жестокие. Ведь есть ещё немало сил, противоборствующих нам, тормозя щих коммунистическое строительство. Встречаются и открыто враждебные про явления, ибо наша страна находится в капиталистическом окружении. Есть пе режитки прошлого в сознании людей и подчас очень гнусные и очень цепкие. Товарищ Маленков указывает: «Наша советская литература и искусство долж ны смело показывать жизненные проти воречия и конфликты...»1. В процессе борьбы возникают острые, напряжённые конфликты, схватки враждебных сил — побеждающего нового и отчаянно цепля ющегося за жизнь старого. Но этого на кала не чувствуется в жизни Тимошина, Морозова, Жукова. Видимо, и здесь ска 1 Г. Маленков. Отчетный доклад XIX съез ду партии о работе ЦК ВКЩб). Госполит- издат, 1952 г., стр. 73. залось влияние пресловутой теории бес конфликтности. Движение вперёд, борь ба находят выражение в большевистской критике, но движущая роль критики и самокритики также показывается слабо. Если в романах «Счастье» П. Павленко и «Далеко от Москвы» В. Ажаева этот момент подчёркивается, как главный ме тод нашей работы и воспитания людей, то во многих других произведениях мы этого не видим. Печальным примером того, к чему приводит игнорирование перечисленных выше положений, является последняя пьеса Ф. Панфёрова «Когда мы краси вы» (журнал «Октябрь» № 6, 1952 г.). Мы не пытаемся здесь рассматривать это произведение в целом. Ему дана правильная оценка в ряде статей, опуб ликованных в наших газетах и журна лах. Очень метко определена сущ ность неудачи Ф. Панфёрова в статье К. Симонова «Рухнувший замысел». Нет никаких оснований сомневаться в хороших намерениях драматурга поста вить и разрешить в пьесе важные и ак туальные проблемы социалистической этики. Но правильный идейный замысел не получил, к сожалению, достойного художественного оформления'— и рух нул. Мы берём пьесу лишь в одном аспек те — как показан в ней партийный ра ботник. Секретарь горкома Илья Кур батов — один из центральных героев пьесы. Но произведение Ф. Панфёрова ничего общего с действительными пар тийными работниками не имеет, по суще ству, является фальшивой карикатурой. Читая пьесу, не раз вспоминаешь слова, поэта: «С кого они портреты пишут, где разговоры эти слышат?» Всё фальшиво и порочно в этом образе. И его пред ставление о дружбе народов, и его от ношение к Вере и к Юлии, и его раз говор с Верой о подарках и т. д. Но почему так могло получиться у большого и талантливого писателя Ф. Панфёрова? Нам представляется по тому, во-первых, что он попытался по казать своего героя в отрыве от свой ственной, органичной для него обстанов ки, в отрыве от того, что наполняет со держанием его жизнь и определяет чер ты его характера — в отрыве от его сре ды, партийной работы. Писатель попы тался создать типический образ вне ти пических обстоятельств, образ партий ного работника вне его деятельности. При этом мы имеем в виду не внешние- события (можно, разумеется, написать пьесу, где действие происходит в семье), а существо образа. Каждый человек и в семье выявляет свои, присущие ему, главные моральные качества, определяе мые, прежде всего, не семейной, а ок ружающей его общественной средой. Неверная установка писателя на по каз большевика-руководителя в узких интимно-семейных рамках должна была
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2