Сибирские огни, 1952, № 5
также мотивировку решения Стрельцо ва о работ© в отстающем Угренском район©. Автор подчёркивает у своего героя «упрямое желание доказать дру гим (подчёркнуто мною — А. Д.), что де ло не в чернозёме». А в чём же? Види мо. в личных качествах Стрельцова? Думается, что эта несерьёзная, отдаю щая бахвальством мотивировка совсем не вяжется с( сущностью характера ге роя. * ** Наша партия, заботясь о том, чтобы художественная литература всё более эффективно служила целям коммунисти ческого воспитания трудящихся, требует от писателей не только глубоко идей ных, но и совершенных по своему лите ратурному качеству творений. В докладе товарища Маленкова на XIX съезде ВКП(б) с новой силой про звучало требование: «Необходимо учи тывать, что идейный и культурный уро вень советского человека неизмеримо вырос, его вкусы воспитываются парти- ей на лучших произведениях литерату ры и искусства. Советские люди не тер пят серости, безидейности, фальши и предъявляют высокие требования к твор честву наших писателей и художников». (Гоополитиздат, 1952, стр. 72). Неумение владеть художественными средствами, вялость и серость описа ний сплошь и рядом ведут к сниже нию идейного звучания, к искажению намерений автора, к ликвидации воспи тывающей силы произведения. Сама по себе удачно выбранная тема и правиль ное ее понимание ещ'ё далеко не всё! От хороших намерений до их осуществления в ярком, впечатляющем художественном образе — дистанция огромного размера. Примером того, к чему приводит не умение писателя правильно отобрать ма териал и обобщить действительно типич ное, примером несоответствия между хо рошими намерениями и слабостью ма стерства может служить изображение партийных работников в романе И. Ко тенко «Колхозники». В личности секретаря райкома пар тии Плужникова автором подчёркнуты ценные черты — заботливое отношение к людям, простота, естественность пове дения. Плужников прямодушен и прин ципиален в отношениях со вторым сек ретарём Шелковниковым и с другими. Он сознаёт свою ответственность за про ведение весеннего сева в районе. Но при всём этом хорошим секретарём рай кома Плужникова назвать никак нель зя, хотя автор и пытается в этом убедить читателя. Правильный, хороший замысел не нашёл соответствующего ему художественного выражения. В книге су ществует разрыв между декларативны ми, не убеждающими читателя, заявле ниями автора относительно положитель ных качеств своего героя и теми дей ствиями, поступками, словами Плужни кова, которые И. Котенко показывает. Второй секретарь райкома в противо положность Плужникову выступает в ро мане как носитель отсталых, примитив ных методов руководства. На деле раз*- личие между стилем руководства Шел- ковникова и Плужникова скорее внеш нее, несущественное. И Плужников на каждом шагу делает ошибки, а нередко работает явно порочными мето дами. Очень многие эпизоды книги ведут не к обоснованию замысла автора, а подрывают его в самой основе. Подбор кадров — важная часть пар тийной работы. Вот как примитивно описывает И. Котенко подбор кадров Плужниковым. По дороге на бригаду, где работает коммунист Охрименко, сек ретарь райкома задал единственный воп рос о нём парторгу колхоза: «Ну, и как ты оцениваешь Охрименко?». Тот отве тил: «Известно, что он парень с мыслью, беспокойный, немного озорует». В бригаде, не поговорив об этом с самим Охрименко, Плужников заявляет кол хозникам: «Дело в том, товарищи, что мы хотим взять у вас Охрименко». Ох рименко потом в растерянности спраши вает: «Я так понимаю, что вы меня хо тите в Заречный парторгом?» — «Уга дал», — отвечает секретарь райкома. Так в жизни не бывает. Подбор и ре комендация парторга колхоза, да ещё в другой и притом запущенный колхоз — дело серьёзное. С наскока и единолично такие вопросы не решаются. О такой важнейшей части партийной работы, как марксистско-ленинская учё ба и политическая массовая агитация, в романе ничего не говорится. В условиях постепенного перехода от социализма к коммунизму, когда значение -идеологиче ской работы с каждым днём возрастает, не говорить об этом — ошибка. И дело здесь не в педантических придирках по поводу того, «чего нет» в романе, а в том, что это «нет» имеет принципиаль ное значение. Речь иДёт о необходимо сти изображать жизнь в её многообра зии, о таких существенных типических обстоятельствах, вне которых нель зя создать подлинно типический харак тер. Но и в руководстве хозяйством Плуж- нйков допускает порочные методы, ша раханье от одной крайности к другой. В начале книги мы узнаём, что у всех в районе сложилось мнение, что Плуж ников в отличие от Шелковникова «дол го в бригадах не задерживается», не шикает в производственные дела, а «всё больше культурой интересуется» (в чём, кстати говоря, проявляется этот особый интерес Плужникова к культуре, также не показано). Когда же подошла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2