Сибирские огни, 1952, № 5

К р и т и к а и б и б л Ан. ДРЁМОВ Образ партийного руководителя Правдивое отображение жизни, раскрытие сущности социальных сил, -определяющих направление и характер грандиозных процессов, знаменующих период перехода от социализма к ком­ мунизму, немыслимо без ясного понима­ ния писателем роли и величия комму­ нистической партии'. ■В связи с этим художественное вопло­ щение образа коммуниста выступает как одна из главных задач нашей литерату­ ры. Это — сложная задача, но её раз­ решение ныне облегчается тем, что в Уставе Коммунистической партии, приня­ том XIX съездом ВКП(б), чётко обрисо­ ван моральный облик передового чело­ века вашей эпохи — коммуниста. Человек, до конца преданный партии и великому делу коммунизма, постоян­ но растущий в идейном отношении, ак­ тивный боец за претворение партийных решений в жизнь, новатор в труде, дис­ циплинированный, бдительный, принци­ пиальный, правдивый и честный перед партией, смело развёртывающий само­ критику и критику недостатков, невзи­ рая на лица, и сам умеющий по-партий­ ному её воспринимать, он неразрывно, кровно связан с народными массами, опирается на них в своей повседневной работе — вот каковы уставные требова­ ния к коммунисту. Сила таких классических произведе­ ний советской литературы, как «Чапаев» и «Мятеж», «Железный поток» и «Разгром», в том, прежде всего, и со­ стоит, что в них убедительно даны обра­ зы большевиков периода гражданской войны в их единстве с воюющим наро­ дом. Трудно представить и лучшие книги об эпохе социалистического строитель­ ства без образа болыневика-оргашзато- ра, занимающего в них центральное место. Немыслимо «убрать» Глеба Чу- малова из «Цемента», Кирилла Ждарки- на из «Брусков», Давыдова из «Подня­ той целины» и т. д. В советской лите­ ратуре периода Великой Отечественной войны создана яркая галерея образов -большевиков — стойких и мужественных воинов, победителей фашистских пол­ чищ. Послевоенное время с новой си­ лой потребовало создания полноценного образа большевика, вдохновителя и орга­ низатора строительства коммунизма. За последние годы писатели всё чаще обращаются к образу секретаря райко­ ма партии или партбюро, парторга и пропагандиста. В произведениях «Счастье» П. Павленко, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, романах С. Баба­ евского, повести Б. Галина «В одном населённом пункте» и др. партийные работники показаны в кипении народно­ го труда, как борцы со всем старым, тормозящим движение советского наро­ да. Им свойственны настойчивость в преодолении трудностей, непримири­ мость к консерватизму и рутине, по­ стоянная неудовлетворённость сделан­ ным и стремление вперёд. При этом необходимо учитывать, что их деятель­ ность протекает в иных исторических условиях, чем деятельность Глеба Чума- лова, Давыдова, Ждаркина и других ге­ роев книг предшествующих десятиле­ тий. Если основной пафос образов боль- шевиков-руководителей 20—30 гг. — борьба против остатков капиталистиче­ ских классов и строительство новой жизни в обстановке этой смертельной борьбы, то в эпоху исторического пере­ хода от социализма к коммунизму основ­ ном пафосом деятельности большевика является борьба за непрерывное повы­ шение материального и культурного уровня общества, коммунистическое вос­ питание трудящихся, мобилизация и ор­ ганизация их на самоотверженный труд и укрепление активной обороны Совет­ ской Родины от агрессивных действий капиталистов, борьба против пережитков прошлого в сознании людей. В соответствии с этим и задачи писа­ телей в изображении болыневика-руко- водителя и подход к этой задаче во мно­ гом изменились. Это хорошо поняли П. Павленко, С. Бабаевский, В. Ажаев. И они создали ценные, нужные народу книги. Из произведений последних лет, в которых эта проблема решается, хотя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2