Сибирские огни, 1952, № 5
К р и т и к а и б и б л Ан. ДРЁМОВ Образ партийного руководителя Правдивое отображение жизни, раскрытие сущности социальных сил, -определяющих направление и характер грандиозных процессов, знаменующих период перехода от социализма к ком мунизму, немыслимо без ясного понима ния писателем роли и величия комму нистической партии'. ■В связи с этим художественное вопло щение образа коммуниста выступает как одна из главных задач нашей литерату ры. Это — сложная задача, но её раз решение ныне облегчается тем, что в Уставе Коммунистической партии, приня том XIX съездом ВКП(б), чётко обрисо ван моральный облик передового чело века вашей эпохи — коммуниста. Человек, до конца преданный партии и великому делу коммунизма, постоян но растущий в идейном отношении, ак тивный боец за претворение партийных решений в жизнь, новатор в труде, дис циплинированный, бдительный, принци пиальный, правдивый и честный перед партией, смело развёртывающий само критику и критику недостатков, невзи рая на лица, и сам умеющий по-партий ному её воспринимать, он неразрывно, кровно связан с народными массами, опирается на них в своей повседневной работе — вот каковы уставные требова ния к коммунисту. Сила таких классических произведе ний советской литературы, как «Чапаев» и «Мятеж», «Железный поток» и «Разгром», в том, прежде всего, и со стоит, что в них убедительно даны обра зы большевиков периода гражданской войны в их единстве с воюющим наро дом. Трудно представить и лучшие книги об эпохе социалистического строитель ства без образа болыневика-оргашзато- ра, занимающего в них центральное место. Немыслимо «убрать» Глеба Чу- малова из «Цемента», Кирилла Ждарки- на из «Брусков», Давыдова из «Подня той целины» и т. д. В советской лите ратуре периода Великой Отечественной войны создана яркая галерея образов -большевиков — стойких и мужественных воинов, победителей фашистских пол чищ. Послевоенное время с новой си лой потребовало создания полноценного образа большевика, вдохновителя и орга низатора строительства коммунизма. За последние годы писатели всё чаще обращаются к образу секретаря райко ма партии или партбюро, парторга и пропагандиста. В произведениях «Счастье» П. Павленко, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, романах С. Баба евского, повести Б. Галина «В одном населённом пункте» и др. партийные работники показаны в кипении народно го труда, как борцы со всем старым, тормозящим движение советского наро да. Им свойственны настойчивость в преодолении трудностей, непримири мость к консерватизму и рутине, по стоянная неудовлетворённость сделан ным и стремление вперёд. При этом необходимо учитывать, что их деятель ность протекает в иных исторических условиях, чем деятельность Глеба Чума- лова, Давыдова, Ждаркина и других ге роев книг предшествующих десятиле тий. Если основной пафос образов боль- шевиков-руководителей 20—30 гг. — борьба против остатков капиталистиче ских классов и строительство новой жизни в обстановке этой смертельной борьбы, то в эпоху исторического пере хода от социализма к коммунизму основ ном пафосом деятельности большевика является борьба за непрерывное повы шение материального и культурного уровня общества, коммунистическое вос питание трудящихся, мобилизация и ор ганизация их на самоотверженный труд и укрепление активной обороны Совет ской Родины от агрессивных действий капиталистов, борьба против пережитков прошлого в сознании людей. В соответствии с этим и задачи писа телей в изображении болыневика-руко- водителя и подход к этой задаче во мно гом изменились. Это хорошо поняли П. Павленко, С. Бабаевский, В. Ажаев. И они создали ценные, нужные народу книги. Из произведений последних лет, в которых эта проблема решается, хотя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2