Сибирские огни, 1952, № 5
другими воспитанниками уже знал о за претной книге Радищева, о судебном процессе над её автором. Одним из воспитанников семинарии — М. Сперанским, с которым дружил П. Словцов в годы учёбы и в последую щее время, 8 октября 1 7 9 1 года была произнесена проповедь, полная вольно мыслия, дающая резкую характеристи ку просвещённому деспоту. Под просве щённым деспотом явно подразумевалась Екатерина II. Несколькими годами позднее М. Спе ранский заявил, что Радищев может с совершенным успехом составить исто рию законов — «творение необходимое, и в коем, по дарованиям его и сведени ям; он может много пролить свету на тьму нас облежащую». Сперанский не скрывал своих симпатий к автору «Пу тешествия». П. Словцов, открыто не заявляя об этом, также проникся ради щевским патриотизмом и активно про являл его на первых порах своей общест венной деятельности. Вскоре после приезда в Тобольск, П . Словцов, будучи учителем семина рии, организует возле себя круг учите лей. Превратив свою квартиру в сбор ный пункт молодёжи, он проводит с нею беседы об испорченности нравов совре менного общества, критикует недостатки верховной власти. В Тобольске были ещё свежи впечат ления учителей семинарии и литерато ров «Иртыша» от недавних встреч и бе сед с Радищевым. Эти впечатления тобо- ляков, бесспорно, вселяли бодрость ду ха, уверенность в силы, придавали сме лость П. Словцову как на поприще про свещения, так и распространения своих вольнолюбивых мыслей и взглядов сре ди молодёжи сибирского города. В 1 7 9 3 году П. Словцов, не ограни чиваясь беседами в узком кругу друзей, , выступил со своими знаменитыми про- i поведями. В них он смело высказывался , против аристократии, попытался указать i на социальную несправедливость в об- ■ ществе, на неравенство в правах и иму ществе, на обманчивость народной ти шины и внешнего могущества монархии, на возможность революции в каждом го сударстве, где нет подлинного равнопра вия. «Тишина народная, — говорил П. Словцов, — есть молчание принуж дённое, продолжающееся дотоле, пока неудовольства, постепенно раздражая об щественное терпение, наконец, не прервёт оного». Влияние Радищева на взгляды Слов- цова очевидно. П. Словцов был аресто ван: начальство усмотрело в его пропо ведях оскорбление царской власти. В 17 9 4 году П. Словцова как «госу дарственного преступника» доставили в С.-Петербург, в тайную экспедицию им ператрицы, к кнутобойцу Шешковскому, через руки которого прошёл Е. Пуга чёв, А. Радищев, Н. Новиков, Ф. Кре четов. После дознания П. Словцова пос лали «на исправление» в Валаамов мо настырь, откуда выпустили лишь после смерти Екатерины II. Деятельность П. Словцова этих лет, по скудности первоисточников, ещё сла бо освещена. Известен лишь боевой вольнолюбивый характер его пропове дей, но не вскрыты все связи с литера турной группой П. Сумарокова, не дана оценка и радищевскому влиянию на то больского проповедника. Несомненно, что П. Словцов, в сравнении с выступле ниями тобольских литераторов в «Ир тыше» и «Библиотеке», сделал значи тельный шаг вперёд в своей обществен ной деятельности и этот шаг его дол жен быть поставлен в прямую- связь с именем Радищева. После выступлений тобольских лите раторов в св их печатных органах, горя чих и страстных проповедей П. Словцо ва, в сибирской журналистике наступил перерыв. Царское самодержавие, прекратившее- деятельность вольных типографий, глу шило всякие другие возможности воз рождения сибирской печати. Так дли лось до 60 -х годов XIX столетия. В 1 8 5 7 г. в сибирских городах То больске, Томске, Енисейске и Иркутске появляются газеты «Губернские ведо мости» с неофициальным отделом, где печатаются статьи и материалы, отра жающие нужды края, общественные за просы его населения, главным образом, торговой и промышленной сибирской буржуазии. Передовые журналисты, публицисты,, писатели, общественные деятели Сиби ри на страницах этих официальных орга нов всё чаще и чаще напоминают чита телю забытые имена первых русских, революционеров и просветителей Рос сии — Радищева, Новикова, декабри стов, несут в народ творения Ломоносо ва, Крылова, Пушкина, Герцена. В сибирской печати эхом отзываются выступления прогрессивных обществен ных деятелей России, пытающихся даже в годины тяжёлого цензурного удушья, с новой силой пропагандировать забытое- имя Радищева с его бессмертной книгой «Путешествие из Петербурга в Москву» и сочинениями, написанными в сибир ской ссылке. Несмотря на то, что царское прави тельство беспощадно пресекало всяче ские попытки популяризировать имя Ра дищева и его творения, прогрессивные круги России, писатели, особенно Пуш кин и Герцен, способствовали тому, что бы полнее раскрыть правду о Радище ве, показать величие подвига первого русского революционера-писателя и мыс лителя. Герценовское издание «Путешест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2